Дети дошкольного возраста, которые демонстрируют бесстрашное поведение, одновременно показывают меньше сочувствия и больше агрессии по отношению к своим сверстникам. Это было показано в новом исследовании, проведенном на педагогическом факультете Университета Хайфы.
«Результаты этого исследования показывают, что у детей может быть установлено поведение, характеризующееся сниженным уровнем страха, и связанное с неврологическими и генетическими предрасположенностями. Этот тип поведения меньше связан — по крайней мере в раннем детском возрасте — со стандартами образовательных процессов или практики воспитания», — утверждает доктор Инбаль Кивенсон-Барон, который проводил исследования в рамках работы над своей докторской диссертацией.
Исследование, которым руководил профессор Офра Мейзелесс, ставило целью изучить вопрос, связано ли бесстрашное поведение у детей в возрасте 3-4 лет с конкретными физиологическими и социально-эмоциональными характеристиками, и имеет ли оно отношение к таким аспектам воспитания детей, как социально-экономический статус, очередность рождения, родительское благополучие, стиль воспитания детей и т.п.
В ходе исследования наблюдались 80 детей в возрасте 3-4 лет, а также их родители и педагоги. Изучались сведения, предоставленные родителями и учителями, а также производились наблюдения поведения детей в дошкольных образовательных учреждениях, дома и в лаборатории. В ходе исследования производился мониторинг тенденции детей к бесстрашному поведению и их социально-эмоциональные характеристики в начале и в конце года для определения устойчивости этой тенденции.
В первую очередь было обнаружено, что частота сердечных сокращений у детей, которые показали высокий уровень бесстрашия в поведении, была ниже. Затем была произведена оценка взаимосвязи между бесстрашным поведением и социальными характеристиками, и было обнаружено, что более бесстрашные дети демонстрировали меньше сочувствия по отношению к своим сверстникам, а также испытывали трудности при определении выражения лица у человека, испытывающего страх, в то время как выявление других эмоций — например, гнева, удивления, удовлетворения или печали не вызывает проблем. Эти дети также продемонстрировали более высокий уровень общей агрессии — в частности, тенденцию к антиобщественному поведению, например, обману друзей ради собственной выгоды — поверхностность эмоциональных переживаний и отсутствие сожаления или вины после совершения социально-неприемлемого действия.
Интересным результатом исследования оказалось то, что, несмотря на свои антиобщественные тенденции, дети, проявляющие пониженный уровень страха, вполне общительны. «Эти дети вступают в контакт с другими детьми, они бывают дружелюбными и улыбчивыми. Но им трудно догадаться, что их друг расстроен или опечален, и не испытывают сильного стремления помочь такому другу. По-видимому, бесстрашное поведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны», — говорит доктор Кивенсон-Барон.
«Так как бесстрашное поведение связано с генетическими и неврологическими характеристиками, важно найти наиболее эффективные пути – как в области воспитания в детском дошкольном учреждении, так и дома – для оказания помощи этим детям в развитии способности распознавать социальные запреты и осознавать их значение. Мы, как общество, должны научиться определять арсенал оптимальных стимулов, которые могут быть в наличии в естественном окружении ребенка, и которые можно использовать, чтобы пробудить те эмоции, которые необходимы для развития эмпатии по отношению к другим людям и для отказа от агрессивного поведения», — заключает доктор Кивенсон-Барон.