Сегодня ученые из Огайо заинтересовались тем, как может измениться уровень развития ребенка, если во время чтения книги или развивающей игры мама включит телевизор. Результаты оказались довольно грустны: во-первых, ученые обнаружили, что общение между родителями и детьми ослабевает, а во-вторых, у детишек, играющих или делающих уроки вместе с родителями при включенном телевизоре, резко падает уровень грамотности и навыки общения.
Это исследование было проведено Эми Натенсон и Эриком Расмуссеном (Amy Nathanson and Eric Rasmussen) из Университета штата Огайо (США). В своем исследовании они сфокусировались на «материнском отклике» — своеобразной обратной связи, которая помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет, и попытались выяснить какие существуют различия в общении между мамой и ребенком во время выполнения заданий и чтении книг при включенном и выключенном телевизоре.
Эми Натенсон считает: «Материнский отклик отвечает за качество общения с малышом. Пока мама и ребенок сосредоточены на одном и том же предмете — книге или игре, именно материнский отклик имеет важное значение на понимание ребенком происходящей ситуации и его самовосприятие».
Именно то, каким образом мама и ребенок вовлечены в процесс познания окружающего мира, то, как мама описывает происходящие события, так, чтобы ее малыш все понял, и формирует в дальнейшем систему ценностей и уровень интеллекта ее ребенка. Если внимание мамы будет распределено между ребенком, его книжкой и любимыми героями сериала, то последствия этого будут довольно печальны, считают ученые. Уровень активности ребенка резко спадет, ему будет трудно понять, что именно происходит и почему мама улыбается, ведь сказка грустная. Ребенок поймет, что его желания и запросы менее важны, чем мамин сериал. Заниженная самооценка, трудности с выражением эмоций и низкий уровень обучаемости — вот основные последствия нарушения общения между мамой и ребенком.
В своем исследовании ученые проанализировали общение 73 пар мам с детьми. В среднем почти все мамы были замужем и имели высшее образование, в то время как половина была не трудоустроена. Возраст детей, принявших участие в эксперименте, варьировался от 16 месяцев до 6 лет.
Каждой паре было дано задание, которое требовалось выполнить в течение 10 минут. После этого исследователи оставляли мам и их детей еще с двумя заданиями на 20 минут, причем мамы могли выбирать самостоятельно, стоит ли включить телевизор или посвятить все свое время обучению малыша. Каждую маму после обучения новым знаниям в процессе игры просили отметить уровень знаний ее ребенка. В это же время экспериментаторы выясняли базовый уровень приобретенных малышом знаний.
Как показали результаты, уровень подготовки был выше у тех малышей, чьи мамы занимались только чтением книг или играли с ними в развивающие игры без участия телевизора. Те же, кто параллельно просматривал сериал, не могли похвастаться похожими результатами.
«Мама, которая быстро откликается на желание ребенка общаться, проводит с ним свое время и помогает ему познавать этот мир, не отвлекаясь на параллельные дела, воспитывает в нем доверие к родителям и позитивную самооценку. Позитивная самооценка помогает ребенку в дальнейшем самостоятельно исследовать окружающий мир, не испытывать страхов, быть любознательным и счастливым», — считает Эрик Расмуссен.
Источник: https://www.ya-roditel.ru/national-campaign/news/vyklyuchayte-televizor-kogda/