В том, как быстро ребенок учится читать, огромную роль играют генетические факторы. Однако не стоит преуменьшать роль учителя, который может как помочь ребенку развить свои способности, так и «угробить» их.
Ранее для того, чтобы понять, как наследственность, окружение и обстановка в школе влияют на обучение детей в школе, эксперты сравнивали успехи детей, не связанных родственными узами, и поэтому результаты были довольно противоречивыми.
Для чистоты эксперимента в ходе нового исследования ученые из Национального университета Флориды распределили однояйцовых и разнояйцовых близнецов в разные классы. «Близнецы с идентичным генотипом обычно учатся в школе примерно одинаково», — пояснила автор работы Жаннетт Тэйлор (Jeanette Taylor).
Среди 280 пар однояйцовых близнецов лишь у 42 наблюдались различные успехи в обучении чтению в течение года. Интересно, что во всех этих случаях оценка качества преподавания учителей, у которых занимались эти дети, также сильно отличалась. Близнецы с наиболее заметным прогрессом, как правило, занимались у учителей, чьи преподавательские способности были высоко оценены.
Ученые пришли к выводу, что профессионализм учителя — важнейший фактор, влияющий на успехи учеников, однако он один не может однозначно объяснить разницу в успеваемости близнецов. Поскольку все близнецы учились в разных классах, на результаты могли влиять другие факторы, например, обстановка в классе. Тем не менее, ученые уверены, что, после природных данных, больше всего успех обучения зависит именно от преподавателя. В классах с более слабым преподаванием генетическая разница между детьми практически исчезала: это означает, что потенциал детей по большей части не раскрывался.
«Все сильные классы похожи: они раскрывают потенциал учеников. У слабых классов, в свою очередь, есть масса недостатков. Можно многое изменить, если преподаватель имеет доступ к качественной подготовке и ресурсам для обучения», — заключают эксперты.
Источник: http://ladyup.ru/semya/psihologiya/chto-vajnee-prirodnye-sposobnosti-ili-talantlivyi-ychitel.html