Дети, которые понимают потребности других, более популярны среди сверстников |
Дети дошкольного и школьного возраста, которые умеют определять, что думают, хотят и чувствуют другие, пользуются большей популярностью в коллективе, чем их менее социально приспособленные сверстники. Таково заключение мета-анализа (исследование результатов множества других исследований), проведенного учеными университета в Квинсленде (Австралия). «Понимание потребностей и взглядов окружающих облегчает общение, что помогает детям становиться или оставаться популярными», — отмечает Вирджиния Слотер, профессор психологии Университета, ведущий автор исследования. Популярность определялась с помощью опросников по внутригрупповому выбору, а также с учетом рейтинга, составленного учителями. Способность к пониманию ментального состояния других людей играет роль в межличностном взаимодействии и помогает понимать сложные социальные ситуации, такие как предательство, обман или сарказм. Иногда в психологии это называют «компетентным сознанием». Дети, научившиеся этому в раннем возрасте, легче и быстрее находят друзей в школьные годы. Интересен тот факт, что для девочек так называемое «компетентное сознание» важнее, чем для мальчиков, что связано с особенностями межличностных отношений каждого пола. Так, у девочек дружба носит более интимный характер, а умение решать конфликты ценится более высоко. Поэтому, для взаимоотношений девочек требуется больше чувствительности и понимания мыслей и чувств других людей. «Детей необходимо учить прислушиваться к переживаниям и чувствам окружающих – это значительно облегчит их общение со сверстниками. Особенно это важно для детей, испытывающих трудности в общении», — заявляет Вирджиния Слотер. |
|