Ученые проанализировали опросы 17 тысяч детей, проведенные 10 раз с 1958 года по сегодняшний день.
Согласно новому исследованию, смелые мечты ребенка не менее важны для его будущего, чем IQ или положение семьи. Дело в том, что когда родители и учителя подталкивают детей мечтать о большем, независимо от текущих обстоятельств, у них растут ожидания от жизни. Это может привести как к более благополучной жизни, так и к разочарованиям во взрослом возрасте.
Ученые проанализировали опросы 17 тысяч детей, проведенные 10 раз с 1958 года по сегодняшний день, и обнаружили, что, когда дело касается достижений, мечты имеют такое же, если не большее значение, как IQ и социально-экономическое положение семьи.
У детей из менее привилегированных семей были более скромные устремления, чем у детей из обеспеченных семей. Например, в возрасте семи лет только 22% детей из нижней пятой части семей по уровню доходов заявили, что планируют продолжить обучение после окончания средней школы. Для сравнения: из верхней пятой части семей так ответили 40% детей.
Точные проценты в каждой группе по прошествии времени могли измениться, но разрыв в устремлениях между более богатыми и более бедными детьми сохраняется. Дети из менее обеспеченных семей мечтают о меньшем и в итоге достигают меньшего.
Хотя социально-экономическое положение, безусловно, влияет на амбиции и цели детей, верно и обратное. Масштаб мечтаний в детском возрасте в некоторой степени определяет условия будущей жизни – и взрослые играют большую роль в формировании этих представлений.
Ученые выяснили, что влияние родителей и учителей на формирование устремлений ребенка значительнее, чем социально-экономический бэкграунд семьи и его собственные способности. Другими словами, на мечты и, в конечном счете, достижения ребенка в большей степени влияет поддержка (или ее отсутствие) от взрослых.
«Хотя другие факторы, такие как образование родителей и когнитивные способности ребенка, тоже влияли на его успех, личные и родительские устремления, по-видимому, были самым большим движущим фактором», – пишет Британское психологическое общество.
Для девочек амбиции в детстве имели большее значение, чем для мальчиков. Как объяснил соавтор исследования, научный сотрудник Центра исследований экономики и благополучия Базельского университета в Швейцарии Рето Одерматт, основной вывод состоит в том, что поощрение детей к смелым мечтам, несмотря на ограничения в текущих обстоятельствах, действительно очень важно.
«Кажется, неравенство зарождается очень рано, еще с детства, – пишет Одерматт. – Родительские устремления относительно образования и карьеры их детей сильно влияют на масштаб амбиций ребенка. Таким образом, менее высокие карьерные цели отчасти объясняют ограниченную социальную мобильность».
Подталкивать детей к мечтам о большем недостаточно, чтобы решить проблему неравенства. Структурные барьеры, которые сдерживают детей, вполне реальны, и их необходимо демонтировать, пишет американский Inc. Тем не менее, полезно помнить, что устремления детей в значительной степени находятся в руках родителей и педагогов.
Но у смелых мечтаний есть и оборотная сторона. Исследование также показало, что подростки, ставившие перед собой нереалистичные цели, в конечном итоге становились более несчастными в раннем взрослом возрасте (18–30 лет), когда сталкивались с реальностью.
Источник: https://www.ya-roditel.ru/national-campaign/news/issledovanie-chem-bolshe-9510/