Психологи из Университета Вашинтона обнаружили, что маленькие дети способны распознать лидера группы, а также предсказать, что социально доминирующий персонаж получит больше ресурсов. Результаты опубликованы в журнале Cognition.
Ученые считают, что люди с малых лет обладают достаточно широким пониманием социальных отношений и что у них есть свои ожидания насчет справедливого распределения ресурсов. По имеющимся данным, маленьким детям нравится, когда кто-то с кем-то делится, и они ожидают равного распределения ресурсов. Предполагалось также, что способность распознать лидера группы возникает у людей достаточно рано. При этом доминирование связано с более высокими достижениями и большей наградой, и до сих пор не было известно, учитывают ли дети фактор лидерства в задачах на распределение ресурсов.
Чтобы это узнать, авторы новой работы показывали 17-месячным детям видеоклипы с участием двух кукол. Первая серия видео знакомила детей с персонажами и либо было нейтральным, либо содержало информацию о социальной иерархии: в борьбе за стул один из претендентов сдавался и садился на менее удобное место. Во второй серии появлялся человек и распределял элементы конструктора «лего» между куклами тремя разными способами.
Измеряемой детской реакцией была продолжительность внимания: чем дольше ребенок держит свой взгляд на экране, тем более неожиданным ему кажется исход фильма (тем дольше он, соответственно, «осмысливает» происходящее).
Каждый ребенок просмотрел по два видео с разным исходом, так что его реакцию на каждое из них можно было сравнить. Таким образом, каждый ребенок увидел как исход, при котором оба персонажа получили одинаковое количество «лего», так и один из «неравных» исходов, в котором лидер получал либо больше элементов «лего», либо меньше.
Больше всего внимания (в среднем, дольше на семь секунд) дети уделяли тем видео, в которых слабый персонаж получал больше или столько же, сколько и лидер. Предполагается, что детям требовалось на семь секунд больше времени, чтобы осмыслить увиденное.
Исход с лидером, который получает большую награду, дети восприняли нормально, словно это соответствовало их ожиданиям: ему достался стул получше, значит, и элементов «лего» у него должно оказаться больше.
В серии экспериментов, где лидер в ознакомительных роликах не выявлялся, дети дольше смотрели на неравные исходы.
Эти результаты могут означать, что маленькие дети не только способны понять, кто в группе главный, но и генерировать соответствующие ожидания по поводу распределения ресурсов. Авторы отмечают, что на ожидаемое распределение ресурсов могут влиять влиять не только лидерские качества персонажей видео, но и их компетентность в определенных вопросах, и в будущих исследованиях обещают это проверить.
Психологи нередко проводят эксперименты с участием маленьких детей, чтобы проверить те или иные предположения относительно формирования у людей социальных и иных навыков. Так, мы писали о том, что трехлетние дети понимают, когда кто-то оказывается у них в долгу, а дети в возрасте до двух лет уже знают, когда они чего-то не знают.