Родители часто с подозрением и опаской относятся к друзьям своих детей-подростков, поскольку предполагают, что друзья могут подталкивать их детей к опасному или необдуманному поведению. И для этих страхов есть основания: статистика говорит о том, что, например, водитель-подросток (16-18 лет) с пассажиром такого же возраста имеет более высокий риск ДТП со смертельным исходом, нежели если он управляет машиной один или со взрослым пассажиром.
В исследовании 2005 года психолога Лоуренса Штайнберга (Laurence Steinberg, Temple University) в соавторстве с психологом Марго Гарднер (Margo Gardner) разделили 306 испытуемых на три возрастные группы: подростки 14-ти лет, подростки 19-ти лет и взрослые от 24 лет и старше. Испытуемые играли в компьютерную игру «Гонки на машинах», задача состояла в том, чтобы избегать столкновений со стеной вдоль проезжей части. Некоторые участники играли в одиночку, некоторые с двумя товарищами-сверстниками, которые просто наблюдали. Группа взрослых (от 24 лет) водила машину одинаково, вне зависимости от присутствия наблюдателей, подростки первой и второй группы рисковали намного чаще в присутствии сверстников.
В то же время психолог Штайнберг предположил, что влияние толпы не всегда может быть отрицательным в отношении подростков. Например, можно воспользоваться большей чувствительностью мозга подростка к поведению и мнению друзей для повышения уровня его образованности.
В 2011 году Штайнберг и его коллеги провели исследования головного мозга подростков с помощью МРТ, чтобы понять, как влияет присутствие сверстников на активность в подростковом мозге. Участвовало 40 подростков и взрослых, которые играли в ту же компьютерную игру «Гонки на машинах», с помощью которой проверялось, когда участники тормозят на желтый сигнал светофора и какова их скорость, когда они проезжают через перекресток. Мозг подростков показал большую активность в двух областях, связанных с получением награды (орбитофронтальная кора и нижние области стриатума), когда за ними наблюдали их сверстники, нежели когда они в одиночестве играли.
Орбитофронтальная кора играет ключевую роль в контроле импульсов, поддержании психологической установки, наблюдении за текущим поведением и выработке социально приемлемого поведения. Орбитофронтальная кора отвечает также за представление ценности вознаграждения на основе сенсорной информации и оценку субъективного эмоционального опыта. Нижние области стриатума это структуры, которые отвечают за выполнение автоматических поведенческих рефлекторных актов по типу «стимул – реакция». Таким образом это области мозга, вовлеченных в принятие решения о незамедлительном получении награды (они являются компонентами эмоциональной системы мозга).
Таким образом, получение награды является более значимым для подростка, когда он играет или что-то делает вместе со сверстниками, что мотивирует его больше рисковать из-за выигрыша. Однако Штайнберг и его коллеги предполагают, что эта тенденция имеет свои преимущества. В своем последнем эксперименте в августе 2015 года они использовали компьютерную версию карточной игры, чтобы исследовать, как присутствие сверстников влияет на то, каким образом молодые люди собирают и используют информацию. В этой игре компьютер указывает на карту из одной или нескольких колод (от одной до четырех колод), и игроки могут решить, предъявлять ее или нет. Выбор из двух колод может привести к общей потере карт, а из других двух — к прибыли. В течение игры участники постепенно выяснили, какие колоды приводят и к чему. В исследовании участвовал 101 подросток, случайным образом были выбраны те, кто играл в одиночку, и те, кто играл в присутствии трех сверстников.
Результат исследования: подростки, которые играли в присутствии других сверстников, показали большую эффективность, сообразительность, проявили исследовательские качества, чем те, кто играл в одиночку. То есть можно предположить, что подростки учатся быстрее и эффективнее вместе со сверстниками, чем когда они сами по себе. Это важно учитывать в воспитании подростков.
С эволюционный точки зрения, молодые люди этой возрастной группы находятся в стадии, в который они уже начинают готовиться к тому, чтобы найти спутника жизни и создать собственную семью и одновременно отделиться от своих родителей и начать что-то свое (самим строить что-то/жить отдельно/ искать себя). Для того чтобы сделать это максимально эффективно, удачно, мозг побуждает их к тому, чтобы направлять свои мысли и концентрироваться на других людях. Тем не менее, например, процесс обучения в школе ориентирован, прежде всего, на учеников как на отдельных лиц. Что бы произошло, если бы педагоги воспользовались тем, что подростки способны на большее в группе, в ситуации социальной вовлеченности? Как повлияло бы на них командное решение задач и взаимное обучение? Исследования показывают, что когда мы получаем информацию для того, чтобы научить передать ее кому-то еще, мы узнаем, воспринимаем больше, точнее и глубже, возможно, потому, что включается наше социальное познание.