Задача ребенка – самому наделить игрушку способностями.
Ученые выяснили, что говорить детям о том, что Санта-Клаус или Дед Мороз существуют, – полезно. Оказалось, сказочные персонажи развивают воображение и логическое мышление. Ребенок пытается найти ответы на вопросы – например, как зимнему волшебнику удается облететь весь мир за одну ночь и доставить под елку подарки. Кроме того, именно Дед Мороз учит детей верить в добро. Этого как раз не хватает обладателям современных игрушек, которые вместо того, чтобы познавать мир, наоборот, ничего не замечают кроме своих друзей-роботов.
Достаточно просто запустить приложение на смартфоне, и пушистого зверька на экране можно обучать новым словам, попросить рассказать любимую сказку – программа тут же скачает ее из интернета. Или покормить, например, виртуальными апельсинами. Он совсем как живой. Эта игрушка способна покорить с первого взгляда. Вызывая у родителей умиление, а у детей восторг. И только психологи будут бить тревогу. Технологическая зависимость, нарушения психики, симптомы аутизма – все это грозит ребенку после, казалось бы, безобидной игры.
«У него могут не сформироваться коммуникативные навыки, у него может не сформироваться самооценка адекватная, у него могут не быть развиты такие функции, как общение, речевое мышление и вообще весь социальный интеллект, эмоциональный интеллект может оказаться деформированным», – говорит психотерапевт Сергей Мартынов.
И какой уж тут простор для детского воображения. Когда даже голос игрушки звучит настолько реально, что не каждый взрослый отличит, кто именно плачет у прилавка – годовалый малыш или пластмассовый пупс.
По мнению психологов, игрушки, которые производитель назовет развивающими, напротив, блокируют мышление детей. Заменив эмоции набором функций, а фантазию ребенка микросхемой, такие «плюшевые друзья» напрочь отбивают желание общаться со сверстниками. Реальный мир для ребенка становится неинтересным.
«Такие заменители – это эрзац веселого друга, важно, чтобы родители напоминали, что это игрушка – а там настоящий, во дворе», – отметила психолог Ирина Корчагина.
Это уже не малыш управляет персонажем, а сам гаджет овладевает ребенком.
«Мы идем от того ,что сейчас в моде один супергерой или другой. Аудитория их постоянно растет, дети становятся быстрее, они потребляют и поглощают гораздо большее количество информации, чем, например, в моем детстве это было», – говорит маркетолог Николай Казанцев.
Вот уж где было поле для воображения. Не просто персонажи – целый мир. Тряпичные и пластиковые, кукла-пионер и плюшевый медведь – почти что чудо инженерной мысли. Читать и считать такие, конечно, не научат, но ведь это, по мнению психологов, и не главное. Задача ребенка – самому наделить игрушку способностями. Через живое общение, а не через батарейку.
Источник: http://www.ya-roditel.ru/national-campaign/news/psikhologi-igrushki-gadzhety-blokiruyut-2614/