Маленькие дети ясельного возраста не запоминают слова, которые слышат по телевизору. Ученые из Университета Делавэра и Университета Темпл, США, наблюдали за детьми в возрасте от 40 до 42 месяцев с целью выяснить, запоминают ли они глаголы, услышанные при просмотре телепередач.
Например, американские дети в возрасте до 3 лет смотрят телевизор около двух часов в сутки, и многие телепрограммы позиционируются как образовательные. В то же время ученые выяснили, что дети в возрасте до трех лет изучают по этим передачам гораздо меньше, чем может показаться, если только рядом не находится взрослый, поддерживающий обучение ребенка.
Обычно детям проще запоминать существительные, чем глаголы. Глаголы же очень важны для формирования речи, так как являются центральной частью предложения, связывающей между собой слова. Исследователи демонстрировали детям видео, в которых персонажи совершали определенное действие, которое сопровождалось словесным описанием, например, «смотри, она танцует». В части случаев дети просматривали видео самостоятельно, в остальное время рядом был взрослый, который показывал действие, позже появлявшееся на экране. Затем ученые измеряли способность ребенка выучить новое слово и применить его в соответствующей ситуации.
Без поддержки взрослых дети до 3 лет не запоминали слово, звучащее в программе и не понимали его, когда слышали в другом контексте, не связанном с видео. Если же дети смотрели передачу с взрослыми, помогающими им запомнить слово, то они вносили это слово в свой активный словарь. Дети старше 3 лет запоминали слова, звучащие в программе, и затем воспринимали их в другом контексте самостоятельно, даже в отсутствие взрослого.