«Дочки-матери», игра в магазин или в «войнушку» — какой смысл извлекают современные дети из этих игр? В чем компьютерные игры их могут заменить или дополнить? До какого возраста должен играть современный ребенок, чтобы полноценно развиваться?
Африканские дети к концу первого года жизни обгоняют европейских по уровню психического и физического развития. Это обнаружила француженка Марсель Же Бер еще в 1956 году, проводя исследования в Уганде.
Причина этой разницы в том, что африканский ребенок не лежит в кроватке или в коляске. Он с рождения находится у маминой груди, привязан к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, постоянно слыша ее голос, ощущая себя под защитой материнского тела. Именно это чувство безопасности помогает ему быстрее развиваться.
Но в дальнейшем европейские дети обгоняют своих африканских ровесников. И этому тоже есть объяснение: около года их вытаскивают из колясок и дают им возможность играть. А дети в африканских странах рано начинают работать. В этот момент заканчивается их детство и останавливается их развитие.
ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ?
Вот типичная материнская жалоба: «Ребенку 6 лет, и он совсем не хочет учиться. В детском саду он не высиживает за партой даже двух занятий, а всего их 4-5 каждый день. Когда он играет?
Ну ведь у них в саду вся деятельность игровая, они там в тетрадках звездочки рисуют, это же игра
Но он много болеет. Ходит три дня в сад, а потом неделю сидит дома, и догоняем программу детского сада. А вечером у него кружки, хореография, уроки английского…»
Бизнес-консультанты говорят: «Рынок смотрит на ваших детей с двух лет». Они должны успеть пройти подготовку, чтобы попасть в три года в нормальное элитное заведение. А в шесть вы должны проконсультироваться у специалиста, чтобы определиться с профессией. Иначе ваш ребенок не встроится в этот конкурентный мир.
В Китае современные дети учатся с утра до ночи. И мы тоже движемся в эту сторону. Наши дети не очень хорошо ориентируются в пространстве, не умеют играть и потихоньку превращаются в африканских детей, которые в три года начинают работать.
СКОЛЬКО ДЛИТСЯ ДЕТСТВО НАШИХ ДЕТЕЙ?
С другой стороны, современные исследования антропологов и нейробиологов показывают, что детство и отрочество становятся более растянутыми. Сегодня периодизация подросткового возраста выглядит так:
- 11–13 лет — предподростковый возраст (хотя у современных девочек месячные начинаются раньше, чем у предыдущих поколений, в среднем — в 11 с половиной лет);
- 13–15 лет — ранний подростковый возраст;
- 15–19 лет — средний подростковый возраст;
- 19–22 года (25 лет) — поздний подростковый возраст.
Получается, что детство продолжается сегодня до 22–25 лет. И это хорошо, поскольку люди живут все дольше и медицина быстро развивается. Но если ребенок уже в три года заканчивает играть и начинает учиться, сохранится ли его энтузиазм к моменту окончания школы, когда самое время начинать взрослую жизнь?
ПОКОЛЕНИЕ ГЕЙМЕРОВ И 4 «К»
Сегодняшний мир компьютеризован, и на наших глазах выросло первое поколение геймеров. Они уже работают. Но психологи заметили, что у них совсем другая мотивация.
Предыдущие поколения работали из чувства долга и потому что «так правильно». Мотивация молодых — увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно.
Лет через двадцать в мире останутся одни творческие профессии, остальное будут делать роботы. Это значит, что те знания, которые дает сегодня школа, им практически не пригодятся. А пригодятся те навыки, которые мы им дать не можем. Потому что мы не знаем, что им точно надо, или не имеем этих умений.
Но наверняка известно, что им понадобится способность играть, особенно играть в командные игры
И получается, что, отдавая ребенка во всякие развивающие кружки и секции, мы лишаем его того единственного навыка, который ему точно понадобится в будущем, — мы не даем ему возможности играть, проигрывать важные процессы и тренироваться на них.
Корпорации, работающие с образованием будущего, называют 4 «К» современного образования:
- Креативность.
- Критическое мышление.
- Коммуникация.
- Кооперация.
Тут и в помине нет математики, английского и других школьных предметов. Все они становятся лишь средством, помогающим нам научить детей этим четырем «К».
Ребенок, обладающий навыками четырех «К», адаптирован к сегодняшнему миру. То есть он легко определяет недостающие ему умения и легко их добирает в процессе учебы: нашел в интернете — прочитал — понял, что с этим делать.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА — ЭТО ИГРА?
У педагогов и психологов есть два подхода к процессу геймификации:
1. Компьютерная зависимость ведет к тотальной потере связи с реальностью, и нам нужно бить тревогу. Потому что они живут в модуляторах реальности, забывают, как общаться, не умеют реально что-то делать руками, но делают в три клика то, что нам кажется очень сложным. Например, настроить только что купленный телефон. Они теряют связь с нашей реальностью, но зато у них есть связь с той реальностью, которая нам недоступна.
2. Компьютерные игры — это реальность будущего. Там ребенок отрабатывает навыки, необходимые для будущей жизни. Он играет с кем-то в Сети, а не сидит в одиночестве.
Агрессию ребенок тоже выражает в играх, поэтому в наши дни резко снизилась подростковая преступность. Возможно, современные дети меньше играли бы в компьютерные игры, если бы у них было с кем общаться в жизни.
Компьютерные игры заменили те ролевые игры, в которые играли дети предыдущих поколений
Есть одно отличие: в компьютерной игре реальность задают не сами игроки, а создатели игр. И родители должны понимать, кто делает эту игру и какой смысл он туда вкладывает.
Сегодня можно легко найти игры с психологическими нарративами, которые вынуждают ребенка думать, принимать решения, делать моральные выборы. Такие игры дают полезные психологические знания, теории и способы жизни.
Старшие поколения получали эти знания из сказок и книг. Наши предки учились на мифах, на священных книгах. Сегодня психологические знания и теории переводятся в компьютерные игры.
ВО ЧТО ИГРАЮТ ВАШИ ДЕТИ?
Обычные ролевые игры, тем не менее, занимают важное место в жизни наших детей. И на основании базовых, архетипических сюжетов создаются и компьютерные игры.
Обратите внимание, в какие игры особенно любят играть ваш ребенок. Если он «зависает» на одной конкретной игре, значит, отрабатывает там недостающие ему навыки, восполняет дефицит каких-то эмоций.
Подумайте, какой смысл заложен в этой игре? Чего ребенку не хватает? Признания? У него нет возможности выплеснуть свою агрессию? Он пытается поднять свою самооценку и у него нет шансов повысить ее другим способом?
Давайте рассмотрим, в чем смысл некоторых популярных ролевых игр.
Игра в доктора
Помогает отрабатывать самые разные страхи и саму технологию похода к врачу, процесса лечения.
Доктор — это такой человек, которого слушается мама. Он важнее мамы. Поэтому возможность поиграть в доктора — это еще и возможность поиграть во власть.
Кроме того, игра в больницу позволяет ему легитимно обследовать свое тело и тело товарища, а также домашних животных.
Если ребенок особенно настойчиво и регулярно манипулирует с воображаемыми медицинскими предметами — ставит клизмы, капельницы, то очень возможно, что он пережил уже опыт медицинского насилия. Дети плохо видят разницу между страданием от болезни и страданием от процесса лечения.
Игра в магазин
В этой игре ребенок получает навыки общения, учится выстраивать отношения, вести диалог, спор (торговаться). А еще игра в магазин помогает ему предъявить себя, показать, что у него (и в нем) есть хорошего, ценного.
На символическом уровне ребенок рекламирует в процессе «купли-продажи» свои внутренние достоинства. «Покупатель» хвалит товар «продавца» и тем самым поднимает его самооценку.
Игра в ресторан
В этой игре ребенок отрабатывает, прежде всего, свои отношения с мамой. Ведь ресторан — это приготовление еды, кухня, а кто самый главный повар в доме? Конечно, мама.
И в процессе «готовки» или приема гостей ребенок пытается с ней конкурировать, контролировать ее. Кроме того, он может безбоязненно проиграть самые разные чувства, которые испытывает к маме. Например, выразить свое недовольство, сказав, например, ей: «Фи, мне не нравится, у вас муха в стакане». Или тарелку случайно уронить.
Дочки-матери
Расширение ролевого репертуара. Можно побыть мамой, «отомстить» маме, взять реванш, наработать навыки заботы о других и о себе самом.
Потому что в дальнейшем девочке придется быть мамой не только для своих детей, но и для самой себя. Отстаивать свое мнение перед другими людьми.
Игра в войнушку
В этой игре можно попробовать быть агрессивным, учиться защищать свои права, свою территорию.
Символически — это представление внутреннего конфликта в игровой форме. Две армии, как две части психической реальности, сражающиеся между собой. Победит одна армия или две армии смогут договорится между собой? Ребенок отрабатывает технологии разрешения внутренних и внешних конфликтов.
Прятки
Это игра про возможность побыть одному без мамы, но недолго, чуть-чуть. Испытать возбуждение, страх, а потом радость от встречи и увидеть радость в маминых глазах. Игра — тренировка взрослой жизни в безопасных условиях.
ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ ОСОЗНАННО
Многие взрослые сегодня не умеют играть со своими детьми. Взрослым скучно, еще и потому, что они не понимают смысла их действий. Но, как видите, смысл в ролевых играх заложен огромный. Здесь указаны лишь некоторые значения этих игр.
Когда родители понимают, что, сидя рядом с ребенком и подавая возгласы «ох!» или «ах!» или двигая солдатиков, они повышают его самооценку или способствуют разрешению внутренних конфликтов, их отношение к игре меняется. И они сами начинают охотнее играть.
Родители, играющие со своими детьми каждый день, делают для развития своего ребенка очень важную работу и получают заодно удовольствие.
Источник: https://www.psychologies.ru/standpoint/zachem-deti-igrayut/