В недавно опубликованном в журнале PLoS One исследовании было впервые показано, что основы чувства справедливости и альтруизма формируются уже в младенчестве. Дети в возрасте 15 месяцев воспринимали различия между равным и неравным распределением пищи, причем их способность к этиму была связана с желанием делиться игрушками.
Джессика Соммервиль, исследователь из Университета Вашингтона, утверждает, что дети усваивают нормы честности и справедливости раньше, чем мы этого от них ожидаем. Ранее было показано, что двухлетние дети способны помогать окружающим, а в возрасте шести-семи лет они проявляют чувство справедливости. Однако, результаты новой работы показали, что у младенцев в значительно меньшем возрасте уже существует связь между пониманием справедливости и альтруизмом: дети, наиболее чувствительные к несправедливости, легче делились игрушками.
Процедура эксперимента состояла в следующем. Младенец сидел на коленях своей матери и смотрел видеоклип, в котором экспериментатор раздавал двум своим коллегам печенье или наливал им молока. В двух вариантах видеоклипов пища либо делилась поровну, либо одному из участников доставалось больше, а другому — меньше. В исследовании сравнивалось время, в течение которого младенцы внимательно смотрели видеоролики. Согласно феномену «нарушенных ожиданий», младенцы проявляют больше внимания к тому объекту или сцене, которая вызывает у них более сильное удивление. Всего в исследовании участвовало 47 здоровых младенцев.
Результаты показали, что время наблюдения за происходящим в видеоклипе у части младенцев было значимо больше в том случае, когда пища распределялась неравномерно. Эти же дети более охотно по сравнению с теми, кто более внимательно рассматривал равное разделение пищи, делились предпочитаемыми игрушками с незнакомым экспериментатором. Эта часть исследования включала следующее. Детям предлагали на выбор две игрушки, а затем экспериментатор, ранее не взаимодействовавший с ребенком, просил его дать ему одну игрушку. Треть детей охотно отдала игрушку, наиболее понравившуюся им самим (альтруистичное поведение), треть — другую из двух игрушек, а треть вообще не захотела делиться с незнакомцем.
Означают ли результаты этого исследования, что чувство справедливости и альтруизм — врожденные, или они все-таки формируются в раннем детстве? Ответ на этот вопрос исследователи ищут в настоящее время, изучая влияние ценностей и установок родителей на развитие детей в раннем возрасте.
Источник: http://psypress.ru/psynews/25432.shtml