Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни

Норма современных детей – существование в смешанном мире – реальном и вирутальном

Знакомство с интернетом маленькие россияне начинают в два-три года. В пять они уже свободно ориентируются в игровом и развлекательном онлайн-пространстве. А в 13-15 лет проводят в Сети минимум 4 часа в день. Чем занимаются дети в виртуальном пространстве, решили выяснить участники Всероссийской видеоконференции "Вместе за лучший интернет: библиотеки, обслуживающие детей и их партнеры".

- Интернет - главное достижение человечества, и дети должны иметь возможность пользоваться им в полной мере. Тем более, что впервые в истории именно дети стали передовым отрядом по освоению всего нового, прогрессивного, непонятного и опасного. И мы не имеем право оставлять их в Сети одних, - обозначила главную проблему директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова, доктор психологических наук Галина Солдатова.

По данным общероссийского исследования, подростки в возрасте 14-17 лет практически не имеют запретов и ограничений для выхода в интернет. Это привело к тому, что 45 процентов из них ежедневно проводят в сети от 1 до 4 часов, а 39 процентов - более 4 часов. Не сильно отстают от детей и родители, более 4 часов онлайн проводит каждый пятый.

Чем же занимаются дети в Сети? 69 процентов большую часть времени проводят в социальных сетях и мессенджерах. Каждый второй использует интернет для развлечения и, что не может не радовать, для поиска материалов для учебы. И лишь 4 процента опрошенных пытаются создать в Интернете что-то свое.

- Каждый второй ребенок сталкивался с киберрисками, - предупреждает Галина Солдатова. - Из них лишь каждый четвертый обращается за помощью к родителям.

Эксперт обращает внимание, что современные дети перестают различать реальные и виртуальные миры. Существование в смешанном мире становится для них нормой.

Все нормативные модели по психологии и педагогики, принятые у нас и на Западе, в этой новой смешанной реальности перестают работать, - говорит Галина Солдатова. - Живое общение перестает быть главной ценностью, дети одинаково комфортно общаются и с живыми людьми, и с виртуальными друзьями, и с искусственным интеллектом. 80 процентов российских подростков имеют профили в соцсетях, которые стали важнейшей площадкой для самопрезентации и социализации. Интернет-среда больше влияет на формирование личности ребенка, чем родители или учителя.

Координатор Центра безопасного Интернета, директор фонда "НеДопусти" Урван Парфентьев говорил о новых виртуальных угрозах и, в частности, о киберунижении.

- Буллинг, шейминг, унижение чести и достоинства пользователя становятся сегодня угрозой номер один. Мы научились противостоять кибермошенничеству, вовлечению подростков в противоправную деятельность и склонению к суицидам. Но киберунижениям пока противопоставить нечего как на законодательном уровне, так и на этическом, - объясняет он. - Мы теряем контроль над воспитанием детей. Этика формируется фрагментарно и под воздействием цифрового пространства.

На этот процесс можно было бы повлиять с помощью позитивного интернет-контента. Но в Рунете зарегистрировано более шести миллионов доменов, а детских ресурсов среди них - лишь несколько тысяч.

- С точки зрения бизнеса, развивать такие ресурсы не выгодно, а государственная поддержка и гранты быстро заканчиваются, - говорит Урван Парфентьев. - По сути, единственным надежным источником позитивного контента для детей становятся сайты детских библиотек. Они научились делать конкурентоспособные и востребованные ресурсы. Теперь нужно, чтобы об этом узнали как можно больше людей.

Директор по специальным проектам Института Исследований Интернета Дмитрий Чистов добавил, что ежегодно 24,5 миллиона пользователей, включая детей и их родителей, посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. Если учесть еще соцсети и видеохостинги, то их количество возрастет до 41 миллиона.

- Это большая аудитория, которая должна заинтересовать бизнес, - намекает он.

В увлечении подростками соцсетями Дмитрий Чистов заметил новый тренд - мобильные социальные видео-платформы, вроде like.video или tiktok. Молодые люди уже не хотят просто переписываться, они хотят снимать происходящее вокруг в режиме реального времени. Проблема в том, что эти новые коммуникаторы почти не известны взрослой аудитории, и подрастающее поколение предоставлено там самому себе.

По словам Чистова, родители признают свою ответственность за безопасность детей в интернете. За последние три года доля семей, использующие настройки безопасного интернета, возросла с пяти процентов до 23. Но большинство пока предпочитают перекладывать ответственность на кого-то другого, например, школу.

 

Источникhttp://www.ya-roditel.ru/national-campaign/news/kazhdyy-tretiy-podrostok-2057/

Возможно, Вам будет интересно прочесть:

Добавить комментарий:

Всего комментариев: 0
Имя *:
Код *:
close