С одной стороны, телевизор приносит нам полезную, нужную и интересную информацию о новостях, событиях, происходящих в стране и мире, он — источник знаний, рассказчик бесконечных историй. С помощью телевизора можно узнать о мире животных и растений, посмотреть театральный спектакль или фильм, узнать традиции и обычаи других народов.
Телевизор — «лампа», в прямом и переносном смысле. Его назначение — освещать события жизни, давать информацию. Как влияют эта информация и форма ее подачи на ребенка и взрослого?
ПОЛЕЗНЫЙ?
С одной стороны, телевизор приносит нам полезную, нужную и интересную информацию о новостях, событиях, происходящих в стране и мире, он — источник знаний, рассказчик бесконечных историй. С помощью телевизора можно узнать о мире животных и растений, посмотреть театральный спектакль или фильм, узнать традиции и обычаи других народов.
Телевидение расширяет кругозор детей, обучает, иногда помогает выбрать профессию.
Специалист по детской психологии Бруно Беттельхайм заявил: «Детям нужно телевидение. В мире доминируют взрослые, которые не понимают детскую жизнь. Дети испытывают гораздо большую, чем взрослые, потребность в грезах, и удовлетворить ее может телевизор».
ВРЕДНЫЙ?
С другой стороны, телевидение называют причиной таких проблем, как близорукость, гиподинамия, ожирение, нарушение внимания и многое другое.
У детей, расположенных к эпилепсии, ритмическая стимуляция сетчатки глаза прерывистыми вспышками света может вызвать приступ.
Телевизор может быть причиной головной боли, нарушений сна у детей.
Израильский биолог профессор М. Арансон обнаружил, что постоянный многочасовой просмотр телепередач ухудшает память и усиливает вероятность развития слабоумия.
Английские исследователи обвиняют ТВ в ухудшении навыков общения у детей. Они меньше общаются с родителями и сверстниками, меньше пишут и читают. Часто телевизор — их главный собеседник. В результате дети все хуже владеют родной речью.
Под влиянием ТВ у детей могут развиться такие зависимости, как курение, алкоголизм, да и телезависимость.
Родители обратились к психологу с жалобой на плохую учебу своего 12-летнего сына. Витя на вид очень спокойный мальчик, немного полный и неповоротливый. Оказалось, что его любимые занятия — лежать перед телевизором и играть на компьютере. За этими занятиями подросток практически все время что-нибудь жует. На просьбы родителей отвечает: «Сейчас, вот досмотрю передачу и…».
По словам родителей, началось все, когда Витя перешел в новую школу. Отношения с одноклассниками не складывались. В результате сработала психологическая защита — «уход» в мир телевидения и игр.
Эта защитная форма поведения сложилась в раннем детстве. Витю уже в шестимесячном возрасте пытались отлучить от груди и перевести на питание кашами, пюре, творожками и т.д. Вводили прикорм в строгом соответствии с рекомендациями педиатра. Но ребенок оказался «привередливым»: он отказывался от еды, плакал и успокаивался только у материнской груди, от которой мог не отрываться часами. Мать так уставала от этого, что завела привычку кормить у телевизора. Позже телевизор «помогал» кормлению малыша. Глядя на яркие, меняющиеся картинки, Витя позволял накормить себя чем угодно.
В подростковом возрасте в ситуации стресса и недостатка общения всплыли переживания раннего детства, запустившие защитную форму поведения.
Известно, что машинальное, неосознанное поглощение пищи — это наиболее распространенная причина появления лишнего веса.
Кроме того, с точки зрения гештальт-терапии то, как мы едим в раннем детстве, отражается на том, как мы потом будем «потреблять» информацию. Насильственное — со стороны взрослых, и неосознанное, без права на выбор, — со стороны ребенка кормление создает основу для бездумного пассивного усвоения информации.
Если знать об этом, перестает казаться безобидным диалог мам годовалых детей, услышанный мною в детской поликлинике.
«Твой как кушает? Мой — что-то плохо. То это он не хочет, то — другое. Плюется — ничем не угодишь!» — жалуется мама весьма упитанного на вид малыша.
«А мы эту проблему решили! — с гордостью заявляет другая. — Он у нас под рекламу все что угодно съесть может. Сидит — рот открыл — корми чем хочешь!»
Источник: http://tvoypsiholog.ru/publ/poleznyj_vrednyj_televizor/17-1-0-1028