Арт-терапия

Слово «арт-терапия» появилось в отечественном лексиконе сравнительно недавно, примерно с середины 1990-х годов. С этого времени отмечается более активное внедрение разных форм арт-терапии в медицинские и образовательные учреждения нашей страны, ее развитие как области научного, медицинского знания.

Перевод этого слова, пришедшего из стран английского языка, на русский язык, нередко неточен. Некоторые считают, что арт-терапия - это лечение, исцеление, развитие чрез любую творческую деятельность, «общение» с произведениями искусства. А потому, если в результате прослушивания музыки или составления композиции из цветов тебе на душе стало легче или отступила боль, то это - тоже арт-терапия. Конечно же, исцеление, развитие через творчество - это реальность, и каждый из нас, наверное, на себе когда-либо ощутил подобные эффекты.

За рубежом, в том числе, в тех странах, где слово арт-терапия стало применяться значительно раньше, чем где-бы-то-ни-было, а именно, в Великобритании и Соединенных Штатах Америки, оно обозначает нечто другое. В строгом смысле этого слова арт-терапия (art therapy) - одно из направлений психотерапии искусством (по-английски, arts therapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, осуществляемой специально подготовленным персоналом. Арт-терапия не является ни психологической самопомощью через искусство, ни исцеляющей или развивающей практикой, связанной с самостоятельными занятиями творчеством.

 В странах английского языка слово «art» означает визуальные искусства (живопись, графика, скульптура и др.). Таким образом, арт-терапия предполагает, что клиент (пациент) рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста - арт-терапевта (арт-психотерапевта). Последний создает для клиента особую среду, помогает ему включиться в процесс изобразительного творчества.

 Нередко «исцеление» клиента происходит уже в процессе его изобразительной деятельности, в силу отреагирования сильных переживаний (катарсиса). Немаловажное значение имеет обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта. Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация,внимание, образное мышление и т. д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.

Соответственно, музыкальная терапия, например, предполагает использование звуков или музыки (как предлагаемой клиенту для прослушивания или исполняемой им самим) в качестве средства выражения клиентом своих чувств в присутствии и с помощью специалиста (профессионального музыкотерапевта), и т. д.

Арт-терапевты, в особенности, работающие в медицинских учреждениях и, как правило, имеющие медицинскую продготовку (как и музыкальные терапевты, драматерапевты, танцетерапевты), несут за своих клиентов клиническую ответственность, отвечают по закону за причинение клиенту психологического, физического или морального ущерба в результате занятий Они работают, используя специальные приемы, освоенные ими в процессе обучения, опираясь на этические нормы и стандарты профессиональной деятельности.

В некоторых странах (США, Великобритания) арт-терапия является самостоятельной медицинской профессией. Чтобы стать арт-терапевтом и получить право работать по этой специальности в медицинских или образовательных учреждениях или заниматься частной практикой, необходимо пройти специальное обучение, рассчитанное на два или три года последипломной подготовки. Арт-терапевты (музыкотерапевты и др.) знают, что и как можно «лечить» с помощью применяемых ими методов, что может причинить клиенту вред. Они понимают причины и механизмы развития болезненных состояний и различных психологических проблем, умеют оценивать состояние клиента, получаемые им в результате арт-терапии коррекционные и развивающие эффекты и, в случае необходимости, менять форму и приемы психологического «сопровождения» клиента.

В нашей стране (как, впрочем, и многих других странах) арт-терапия самостоятельной профессией не является. Она признана в качестве одного из методов психотерапии. Заниматься лечебной деятельностью с применением этого метода могут лишь сертифицированые психотерапевты. Применять арт-терапию также могут практические психологи, занимаясь психологическим консультированием. Однако, для того, чтобы со знанием дела применять арт-терапию, гарантировать клиентам качественные услуги, и психотерапевт, и психолог должны, как и за рубежом, пройти специальный курс подготовки. Такие курсы в Российской Федерации уже существуют в течение нескольких лет (смотри раздел «Арт-терапевтическое образование»»). Однако они различаются как по продолжительности, так и по качеству получаемого образования.

Арт-терапия в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране - используется довольно широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению - с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы - не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов - например, тренингов общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и других.

 Раньше всего, однако, арт-терапию начали применять в деятельности психиатрических учреждений, первоначально - в качестве вида занятости больных, а затем - в форме психо- и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами - неврозами и реактивными состояниями, психозами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом в большинстве случаев дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения.

 В последние годы в разных странах мира также активизировались попытки использования арт-терапии у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации. Это происходит, в целом, на фоне все более активного использования психотерапии при разных заболеваниях внутренних органов.

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы - не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов - например, тренингов общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и других.

Раньше всего, однако, арт-терапию начали применять в деятельности психиатрических учреждений, первоначально - в качестве вида занятости больных, а затем - в форме психо- и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами - неврозами и реактивными состояниями, психозами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом в большинстве случаев дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения.

 В последние годы в разных странах мира также активизировались попытки использования арт-терапии у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации. Это происходит, в целом, на фоне все более активного использования психотерапии при разных заболеваниях внутренних органов.

Значительным потенциалом арт-терапия обладает и в плане работы с пожилым людьми, а также в качестве одного из видов психосоциальной помощи разным социально неблагополучным группам населения: тем, кто переживает стресс из-за отсутствия работы, пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы), вернулся из мест лишения свободы или находится в исправительных учреждениях и другим.



Источник: http://rusata.ru/chto_takoe_art-terapiya

Возможно, Вам будет интересно прочесть:

Как помочь ребёнку адаптироваться к переезду в другой город?
Ребенок перебивает взрослых
Бунтовать – это нормально! (интервью о подростковых войнах)
Темперамент – основа поведения ребенка
Заставлять ли ребенка?
Что делать, если ребенок раздражает?
Что делать, если ребенок кривляется?
Активное слушание как лекарство от детских обид
Подростковый сленг
10 важных правил, как мотивировать ребенка к учебе

Добавить комментарий:

Всего комментариев: 0
Имя *:
Код *:
close