Посещать ли ребёнку детский сад? Главное преимущество детского сада — возможность ребёнка пообщаться со сверстниками. В играх с детьми своего возраста закладываются основы взаимодействия с людьми, развиваются умения действовать сообща, понимать других людей, помогать и сочувствовать своим ближним.
Все эти навыки, безусловно, пригодятся ребёнку в дальнейшем. Кроме того, они формируют основные черты характера, жизненные ценности, интересы, отношение к себе и к людям, иными словами, задают направленность личностному развитию ребёнка.
То, что основы человеческой личности закладываются именно в первые 5-6 лет жизни, признают большинство педагогов и психологов. Вспомним фразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего — страшное расстояние. От зародыша до новорождённого — пучина».
Богатейшие возможности воспитания ребёнка-дошкольника воплощаются в комплексной программе работы детских садов — по развитию и по обучению ребёнка. Но даже с учётом всех достоинств дошкольного учреждения, посещение ребёнком детского сада часто вызывает много вопросов, а иногда — и проблем, как правило, психологического характера.
Когда лучше всего отдать ребёнка в садик? В чём причина его устойчивого нежелания посещать детский сад? Почему ребёнок с момента поступления в детский сад стал часто болеть? Как помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада? — вот те вопросы, которые наиболее часто родители и воспитатели задают и себе, и психологам.
Отдавать ли ребёнка в детский сад?
Прежде всего, родителям важно помнить, что домашнее воспитание гораздо предпочтительнее, чем воспитание ребёнка в детском саду: хорошо, когда первые знания и наставления он получит от матери. Как бы ни был хорош детский сад, он никогда не сможет заменить ребёнку семью.
Бывает так, что родители отдают ребёнка в детский сад только для того, чтобы на время освободиться от забот о нём. И тут важно знать: малыш непременно почувствует это, поймёт, и тогда польза от его пребывания в садике будет сведена к минимуму. Не следует также отправлять ребёнка в детский сад лишь за тем, чтобы он научился там умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться и т.п. Если он и должен чему-либо научиться в садике, так это игре и общению со сверстниками. И ещё важный момент: не отдавайте малыша в детский сад сразу после рождения второго ребёнка, иначе старший воспримет это как предательство, изгнание. У него может возникнуть ревность к новорождённому.
В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад?
До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если любого нормального, а тем более, эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, то он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.
По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему (А.И. Захаров, А. Фромм), отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик. К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.
Как выбрать хороший детский сад?
Очень важно, как там будет чувствовать ваш ребёнок. Поэтому, когда вы подбираете детский сад, обращайте внимание не на внешнее оформление интерьера и сверхсовременную оснащённость, а на ребят и воспитателей, которые с ними работают. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, веселы ли, нравится ли им там? Алан Фромм пишет: «Хороший детский сад — место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка».
Как помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада?
К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Расскажите ему о детском саде, сводите туда, чтобы он представлял, что это такое. Примерно за месяц, как он начнёт туда ходить, предоставляйте ребёнку больше самостоятельности.
Не превращайте это событие в проблему, не говорите о нём каждый день. Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям. Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям.
«Не садиковые дети».
Особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит.
Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не уверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие дети чувствуют себя несчастными, находятся в состоянии нервного стресса. Это состояние ослабляет защитные силы организма, и ребёнок начинает часто болеть. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Влияет на это и тип темперамента ребёнка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстёгивают (причём не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.
Следует отметить, что многие дети так и не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами для родителей, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон.
Чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка, нужно вновь вернуть его в условия домашнего воспитания, где рядом с доброй, любящей и понимающей матерью маленький человек вновь обретёт спокойствие и уверенность, почувствует себя защищённым и счастливым. Не стоит забывать, что нахождение ребёнка именно в семье, с матерью является самым естественным и благоприятным условием его развития.