В доме появилась чужая вещь. В висках пульсируют страшные слова учителя «Ваш ребенок украл у одноклассника… Что делать»? Успокоиться. Хотя бы потому, что такое происшествие происходит з тысячами других семей. Однако именно от реакции родителей зависит как будут развиваться события дальше — на тотальном контроле или доверии.
Не надо врать волосы на голове — какие же мы плохие родители, и ни в коем случае не надо делать из ребенка рецидивиста. Лучшие посмотреть, не провоцируем ли мы своим поведением кражу. Где мы оставляем деньги, лежат ли они повсюду или выпадают из карманов, в конце концов — какое место занимают материальные ценности в жизни вашей семьи? Задействован ли ребенок в разговорах о семейном бюджете, о будущих покупках, их планировании, об отдыхе? Ведь родители, которые увлечены героями «разборок» с использованием силы, грабежа и обмана ради обустройства собственной жизни, а также домашние разговоры о престижных вещах, как о признаках жизненного благополучия, — толкают ребенка на аналогичные линии поведения.
Ответственность ребенка за собственные поступки должна быть к основе родительского внимания. Поощряйте умение ребенка признавать свои ошибки, честно сознаваться в совершенных проступках, даже таких, как детское воровство, продолжайте верить в его честность.
Рассмотрим самые распространенные причины детского воровства:
- Проявлением незнания, недостаточного осведомления того, что вещи, которые можно свободно использовать всем в зависимости от потребностей, бывают собственностью, например учителя, одноклассника, и брать их без разрешения нельзя. В этом случае с ребенком должна быть проведена беседа с аргументами, примерами из собственной жизни, мультфильмов, кинофильмов, литературы.
- Поступок был вызван жгучим желанием ребенка иметь точно такой же предмет. Ребенок был «загипнотизирован» игрушкой, новой вещью – такое довольно часто случается. Как устоять перед соблазнением? Когда то, что снилось и о чем мечталось — вот тут-вот, рядом, совсем близко… Стоит только протянуть руку — и оно твое. В данном варианте начало разговора должно проходить в плоскости эмоций ребенка, его желаний. Воспитывать следует волю, чтобы слово «хочу» было главнее желания. К слову, игры по правилам являются незаменимыми помощниками в этом деле.
- А может быть владелец вещи целый день хвастался ею, показывая свое превосходство? Тогда родителям также есть о чем задуматься. Выяснить с ребенком что такое «хорошо», а что такое «плохо», чего следует воздержаться, и как защитить свое достоинство.
- Вполне возможно, что ребенок в условиях материального достатка и благополучия не чувствует родительской любви? В данной ситуации дети стараются обратить на себя внимание с помощью других методов, одним из которых может быть нарушение общественных правил, в том числе и воровство. Таким способом ребенок старается обратить внимание родителей к себе. Это серьезная семейная проблема, которая способствует разрушению отношений, блокирует проявление чувств, отдаляет ребенка от родителей.
Любящие родители чувствуют сопричастность к делам и проблемам своих детей. Их проблемы и неудачи способствуют возникновению желаний помочь, поддержать, вселить уверенность в собственных силах. Однако самое главное — показать ребенку, что он не одинокий в своих решениях, что плохой поступок, такой, как воровство, не ограничивает его в родительском тепле и любви.
Источник: http://ladushki.info/razvitie-i-vospitanie/psihologiya-i-obschenie/detskoe-vorovstvo.htm