Чтобы достичь взаимопонимания с ребенком, очень важно знать, как он воспринимает окружающий мир и свое место в этом мире, какие понятия преобладают в его суждениях и оценках. Группа американских психологов попыталась выяснить это, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали, какие слова в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «я».
Кажется, естественным, что не только для ребенка, но и для человека любого возрастасобственная личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» — неумеренное выпячивание собственного Я. Преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами. Человек, которому это свойственно, окружающим неприятен, и рано или поздно он оказывается единственным (и одиноким!) ценителем собственного Я. Никто не желал бы такой судьбы своему ребенку. Потому так настораживает родителей обостренное, с их точки зрения, самомнение ребенка, неспособность считаться с другими.
В нашем языке прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм» (от латинского «эго» — Я), обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, учителя и родители иногда называют его эгоистом, что, однако, не со всем точно. В психологии существует еще один термин — эгоцентризм. В большинстве случаев именно им можно обозначить позицию маленького ребенка
Эгоизм и эгоцентризм. Слова, такие похожие по звучанию и, казалось бы, по смыслу. Но это не совсем так. Различие состоит в следующем. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная явно неадекватна. Сталкиваясь с информацией, противоречащей его представлениям и прошлому опыту, эгоцентрик просто не может ее воспринять. Корни этого явления лежат в непонимании человеком того, что возможно существование других точек зрения кроме его собственной, а также в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.
Эгоист способен ясно осознавать чужие позиции, мнения и интересы, однако намеренно игнорирует их ради своей выгоды. Иными словами, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же просто не в состоянии их воспринять, поскольку рассматривает весь мир сквозь одномерную шкалу своих оценок.
Можно возразить: «Это малосущественные тонкости. Хрен редьки не слаще!» Ведь по сути и эгоист, и эгоцентрик ведут себя одинаково. Однако эгоизм — это устоявшаяся личностная позиция, и, чтобы изменить такого человека к лучшему, его надо перевоспитывать. Когда же речь идет о дошкольнике или младшем школьнике говорить о перевоспитании еще рано.
Многие психологи считают, что в раннем возрасте эгоцентризм — закономерная познавательная и личностная позиция ребенка. В подтверждение этого приводятся интересные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.
Наиболее последовательно идея эгоцентризма ребенка развита в работах швейцарского психолога Жана Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен так называемой эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудники провели ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. Впоследствии полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, не способных принять и учесть своеобразную позицию ребенка.
В современной науке эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности (к 10—12 годам) эгоцентризм преодолевается за счет формирования способности к восприятию точки зрения другого человека. В общении с людьми происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее ребенка пересмотреть свою позицию.
Однако эгоцентризм в той или иной степени свойствен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания проявляются и в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.
Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнений межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т. п. При этом ребенку отказывают в проявлении индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.
Преодоление эгоцентризма — одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм — формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с разных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
Источник: http://tvoypsiholog.ru/publ/ehgocentrizm_i_ego_preodolenie/17-1-0-693