Почему подростку так нелегко с самим собой?
— Начало функционирования половых желез, появление вторичных половых признаков;
— У девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет;
— Период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;
— Гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост надпочечников андрогенов, вызывает развитие вторичных половых признаков;
— Новая «химическа среда» организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);
— Высокие темпы роста, сопоставимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до 2-х лет;
— Рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда несложность, непропорциональность, угловатость фигуры;
— У девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается очень тяжело;
— У мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
— Увеличение объема легких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
— Увеличение объема сердца в 2 раза за пубертатный период;
— Значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония;
— Гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы;
— Нестабильность эмоций;
— Поллюции у мальчиков и месячные у девочек порой вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;
— Темпы развития сальных желез (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы).
Есть подросток жертвой бурных гормонов?
Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:
— Частая смена настроения;
— Депрессия;
— Неусидчивость и плохая концентрация внимания;
— Раздражительность;
— Импульсивность;
— Тревога;
— Агрессия и проблемное поведение.
Нет. На состояние подростка влияет масса других факторов:
— Отношения в семье;
— Статус в подростковой среде;
— Уровень академических успехов;
— Способность построить долгосрочную перспективу и т. д.
Какие психологические особенности подросткового возраста?
Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда двери в мир взрослых закрываются перед носом самими же взрослыми, мотивируя фразами «ты еще слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.
Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметных действий, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
В психологической литературе этот этап называют этапом «второго перерезания пуповины». Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.
Противоречия подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
Подросток чувствует внутренний конфликт: желаемое прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, порождает чувство одиночества и подавленности.
Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
В молодежной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем отношения между этими группами порой резко антагонистические.
Формирование «Мы-концепция» у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой для него значимое, называется референтной группой).
Учебная деятельность и школа перестает быть главной и важнейшей задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление меняется логичным.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Только у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.
Для подросткового возраста характерна направленность поиска собственной личности, самоисследования и самоанализа. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенного опыта социальных отношений, позволяет глубже понять других и себя.
Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизм подражания). Я буду КАК взрослый — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особую значимость приобретает и личность, которая является этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут не они, а другой значимый взрослый.
Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
Ребенок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по существу, поэтому так популярна среди девочек литература, типа «Искусство соблазнять» или «Как стать роковой женщиной». Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, которая сформировалась в семье. Это не обязательно «роковая красавица», это может быть и стиль «бизнес вумен», который максимально приближается к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит отлично, она сногсшибательная, ей нипочем «эти глупости». Мужским идеалом зачастую становится супергерой, который проповедуют культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.
Неправильно было бы считать, что «Я-идеальный» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчета. Далее следует овладение взрослыми умениями и навыками, забота о ближнем, а, самое главное, по мере своей посильной ответственности за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.
Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей непременно успешной карьеры. Обучение впервые превращается не в обучение для оценки, а в обучение, как самообразование и стимул к саморазвитию, то есть приобретает личностный смысл и личностную ценность.
Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается.
Источник: http://mamaclub.ua/vozrastnaja-psihologija/material/osoblivosti_pidlitkovogo_viku-6868.html