Нам с детства накладывают различные запреты родители: «сюда не ходи, туда не ходи, это не делай, это не бери…» Запреты и «не запреты» бывают разными.
Случай 1. Ограничения постоянно накладываются практически на все.
Случай 2. С другой стороны, лежит другая крайность, когда родители все разрешают своим детям.
В первом случае у ребенка вокруг него выстраивается забор запретов, который потом не так-то легко сломать…Нельзя трогать нож, потому что он острый, нельзя брать пассатижи, потому что… Нельзя брать вазу любимую мамину, можно разбить. За что ребенок не возьмется, все нельзя. Тогда возникает встречный вопрос, а что можно?
Во втором случае ребенок остается совсем без забора, а стало быть, без личностных границ, без своих границ и без границ другого человека. Получается, что ребенок, не зная своих и не видя чужих границ, может вламываться на чужую территорию, испытывая неосознаваемую агрессию, когда вваливаются на его территорию. Если представить дом с огородом без забора, то можно подумать, что любая пыль с дороги может оседать на его территории… А это уже печально.
Что же делать, спросите Вы?
1. Когда ребенок маленький и еще пока не передвигается по квартире, ему пока достаточно минимума игрушек, предложенных родителями. Но стоит малышу начать ползать, сразу необходимо предпринимать действия по уборке опасных предметов наверх.
2. Когда малыш начинает вставать, также все предметы начинают перекочёвывать на другие верхние места. В данном возрасте бесполезно объяснять «можно» или «нельзя». Безусловно, это делать нужно, но не так часто, как хотелось бы. Если Вы не хотите, уважаемая мама, чтобы Ваша любимая ваза потерпела крушение, поставьте ее немного повыше.
3. Когда ребенок начинает ходить и двигать табуретки, чтобы взобраться на них, то тут уже требуется непосредственное участие родителя. Сказать: «нельзя» – не пойдет. Почему нельзя? Может ушибиться? А как же достижения? Как же мотивация? Пока ребенку интересно, как можно чаще поощряйте эти моменты. Поддерживайте, помогайте. Если ребенку интересно, каким образом режет нож, то ему можно это продемонстрировать в присутствии мамы или папы. Ребенок, получив опыт и поняв, что это можно, не будет постоянно думать, а как бы это быстрее сделать?
Фраза «запретный плод – сладок», думаю, каждому известна. Поэтому, нужно понимать, что чем чаще ребенок получает запрет, тем больше ему это хочется получить.
НО…!!!
Когда ребенок вырастает, запреты переходят в часть его характера. Когда уже сам ребенок запрещает себе делать те или иные вещи, хотя их делать можно!!! Почему такое происходит? Это происходит по той причине, что когда ребенку говорят: «НЕЛЬЗЯ», причину не объясняют. И ребенок это «НЕЛЬЗЯ» проносит через всю свою жизнь, передавая это «НЕЛЬЗЯ» своим детям…
И очень часто к психологу приходят уже взрослые люди с вопросом: я не знаю, как разрешить самой себе…
Уважаемые родители! Ваш авторитет для ребенка – это главное. До поры до времени. Попробуйте на Вашего малыша взглянуть с другой стороны: когда ребенок нарушает то или иное «НЕЛЬЗЯ», не спешите его ругать, а попробуйте взглянуть на эту ситуацию со стороны ребенка и порадуйтесь, какой он маленький, но уже такой смелый, потому что позволяет себе делать то, что хочет. Конечно, не переходя определенные границы. Терпение, спокойствие, рассудительные объяснения и развитие малыша будет Вам только в радость!
Источник: http://www.planetapsy.ru/detskaya-psihologiya/granicy-bez-ogranicheniy