Поскольку реальное животное и вымышленный персонаж — это совершенно разные объекты страха, для помощи ребенку в каждом из этих случаев используются специфические приемы. Общим моментом является только основное правило, которое, как вы уже наверняка заметили, применимо к любому детскому страху вообще. Оно заключается в том, что нельзя стараться перебороть страхи и опасения ребенка по поводу животных насильно: подтаскивая его к собаке, сажая на него мышку или подкладывая ему на ночь в постель игрушечного дракона. Такое поведение родителей почти всегда дает обратный эффект: страх, вместо того чтобы «рассосаться», становится еще сильнее и проявляется еще ярче.
Необходимо действовать постепенно, без нажима, руководствуясь принципом «от простого к сложному.
Начнем с создания благоприятного эмоционального фона вокруг образа этого животного. Малышу будет намного легче понять, что собаки или крысы не так уж страшны, если он увидит, как его мама с улыбкой гладит соседскую болонку или держит в руках симпатичную белую мышку. Предостережения об опасностях, которые таят в себе встречи с животными, на время придется отложить. К ним можно будет вернуться позже, когда страх ребенка отступит, переформулировав их из угроз в правила, например:
- Можно гладить собаку только тогда, когда ее хозяин рядом и разрешает это.
- Можно играть только с теми крысами и мышками, которые живут у кого-нибудь дома в клетке или аквариуме.
- Когда играешь с кошкой, надо помнить, что она любит, когда ее гладят, но не любит, когда ее тянут за хвост, и т. д.
Подберите подходящие по смыслу ритмичные стихотворения, похожие на речевки, под которые удобно маршировать во время прогулки, например:
Вот наш Бобик, славный пес,
Гав-гав-гав!
Белый лобик, черный нос,
Гав-гав-гав.
Или:
Снег идет, снег идет
Пряма на дорожку,
А по снегу идет
Рыженькая кошка.
Киска-киска, уходи,
Свои лапки не студи!
Маршируйте вместе с малышом под их аккомпанемент тогда, когда у него хорошее настроение. Тогда слова «кот», «пес» и другие, которые нужны именно в вашем случае, начнут ассоциироваться у него в сознании с положительными эмоциями.
Практически любое такое стихотворение можно использовать в целях налаживания «контакта на расстоянии». При словах «Вот наш Бобик» можно показывать рукой на какую-нибудь собаку, попавшую в поле зрения, фразу «Киска-киска, уходи» — адресовать какой-нибудь пробегающей мимо кошке. Такого же результата можно добиваться и другими способами, подходящими именно вашему ребенку. Например, если он учится считать, можно предложить ему сосчитать всех собак, которых вы встретили во время прогулки. Главное, чтобы в таких ситуациях животное было на достаточном удалении от ребенка и вызывало бы у него не страх, а интерес.
Так же как и в случае со страхом насекомых, актуальными будут просмотр и обсуждение тематически подобранных мультиков (к счастью, добрые мультики про животных подобрать намного проще, чем про насекомых!), игры с подходящими по сюжету кубиками и пазлами, работа с книжками-раскрасками и энциклопедиями про животных, забота об игрушке, изображающей соответствующее животное, и т. д. Каждое такое «мероприятие» нужно проговаривать, обсуждая чувства, которые возникают у ребенка и по поводу самих игровых действий, и по поводу сюжета рисунков, персонажей мультфильмов, игрушечных зверей, и при этом акцентировать внимание на возникающих положительных эмоциях: «красиво», «интересно», «весело».
Следующим шагом на пути помощи ребенку может стать «выход в поле». Для начала предложите малышу посмотреть, как вы сами взаимодействуете с пугающим его животным. Важно, чтобы на первых порах «полевых экспериментов» животное не подобралось к малышу ближе, чем ему этого хотелось бы. Поэтому будет лучше, если собаку надежно держат за поводок, кошка сидит на руках у своей хозяйки, а хомячки бегают не по полу, а по дну трехлитровой банки. И конечно, это животное должно быть вам знакомо, и вы должны быть уверены в том, что оно спокойное, уравновешенное и не напугает ребенка своим поведением еще больше.
Если, общаясь с животным, вы будете рассказывать малышу что-нибудь интересное («Смотри, как потягивается, совсем как ты, когда проснешься» или «Как она красиво урчит»), возможно, малыш рискнет подойти к животному поближе. Однако надо морально приготовиться к тому, что этап «полевых экспериментов» займет определенное время. Нет ничего страшного в том, если первый подобный опыт окажется неудачным. Повторите его через некоторое время, немного смягчив условия (например, устроив так, чтобы в момент вашего общения со «страшным животным» ребенок находился бы на руках у папы или бабушки), потом еще и еще раз. Постепенно усложняйте условия. Если вы заметили, что малышу «и хочется, и колется» подойти поближе, поддержите его, возьмите за руку. Так постепенно, шаг за шагом, от «посмотри, что делает мама» до «попробуй сделать сам» тревоги и опасения вашего малыша будут рассеиваться.
Совершенно другой путь ведет к избавлению от страхов перед вымышленными животными. Дело в том, что их, в отличие от настоящих, нельзя увидеть в реальности, нельзя с ними пообщаться и понять, что это не страшно, а интересно и приятно. Животное, с которым ребенок не контактирует по жизни, живет только в воображении малыша (даже если в природе оно встречается, как, например, тигр или медведь). Поэтому здесь не обойтись без специальных коррекционно-психологических приемов. Кстати, эти же приемы с успехом можно использовать для помощи ребенку в преодолении страхов перед любыми другими вымышленными персонажами: Бабой Ягой, Кощеем, Снежной Королевой.
Использовать приведенные ниже приемы коррекции детских страхов желательно тогда, когда малыш находится в состоянии эмоционального тонуса: возбужден, взбудоражен, азартен. Это нужно для того, чтобы было проще подобраться к страху, который, как известно, является эмоцией. Добиться такого состояния очень просто: достаточно поиграть с ним в любую подвижную игру, кегли или «бой подушками».
Следующий обязательный этап называется в психологии «актуализацией страха». Основная задача здесь заключается в том, чтобы помочь ребенку вспомнить и назвать свои страхи и опасения. Для этого можно использовать такие приемы:
— Полистайте вместе с ребенком иллюстрированные сборники детских сказок или книги о жизни животных. Рассматривая картинки, спросите его, кого из изображенных там персонажей могли бы испугаться какие-нибудь дети. В этом случае сработает так называемый механизм проекции, и ребенок, отвечая за других детей, назовет собственные страхи. Обсудите, чем может напугать детей тот или иной персонаж, а затем обязательно вспомните, что с ним происходит по сюжету сказки. Как правило, в сказках добро всегда побеждает зло. Если в вашей сказке это не так (как, например, во многих сказках Андерсена) или же вы рассматриваете картинки в книжке про животных, сочините историю со счастливым концом по мотивам вашего обсуждения вместе.
— Предложите ребенку лист бумаги с изображенным на нем черным цветом, замкнутым, без окон и дверей, контуром дома. Объясните малышу, что это «Дом ужасов». Пусть он «расселит» (нарисует) в нем всех страшных, с его точки зрения, персонажей. Обсудите получившийся рисунок. Особо подчеркните, что эти персонажи не смогут выбраться из дома: там нет окон и дверей, а стены очень толстые и прочные.
После этого можно переходить к этапу коррекции страха. Самым распространенным приемом является рисование страха с последующим уничтожением рисунка. Предложите малышу нарисовать пугающее его животное, украсив его максимально возможным количеством «страшных элементов»: большими рогами, острыми зубами, шипами и когтями и т. д. Готовый рисунок можно уничтожить любым приятным ребенку способом: порвать на мелкие кусочки, сжечь на костре, зачирикать до неузнаваемости, закопать. Таким образом, как считают психологи, происходит символическое уничтожение страха.
Рисование можно применять и в других формах. Например, можно нарисовать карикатуру на пугающее животное. Или нарисовать пугающий объект слабым карандашным контуром, а сверху изобразить веселый и красочный сюжет, который закроет этот контур.
Другой способ помочь ребенку справиться со своими тревогами — это ролевая игра. Вместе с малышом изготовьте «страшную» маску, изображающую объект его страхов. Надев эту маску, вы на время превратитесь в волка или тигра, а задачей ребенка станет напугать вас: громким криком, ударами в барабан или любым другим безопасным для вас способом. А можно, если вы на это согласны, устроить бой подушками. Важно, чтобы ребенок, сражающийся со своим страхом (помните, что этот страх изображаете вы?), обязательно победил и прогнал страх за пределы комнаты.
Если ваш малыш неравнодушен к технике, можно предложить ему вот что: пусть он сочинит красивую историю про того персонажа, который его путает, и запишет ее на диктофон (или каким-нибудь другим способом). Затем историю нужно прослушать и проверить ее на предмет «красивости». Найденные «ошибки» отмечаются, и улучшенный вариант истории записывается заново. Эту операцию можно проделать несколько раз. Постепенно превращая страшное в красивое, ребенок научится видеть путающий его объект с нестрашной стороны.
Описанные приемы можно изменять в соответствии с интересами вашего ребенка: не рисовать, а лепить страшные сюжеты, проигрывать страх не «на себе», а с помощью самодельных кукол для кукольного театра и т. д. Все это поможет вашему малышу справиться со своими тревогами и опасениями.
Итак, стремясь помочь ребенку избавиться от страха перед реальными или вымышленными животными, не следует действовать напролом. Нужно приготовиться к тому, что достижение желаемого результата займет некоторое время.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страха животных, с которыми он контактирует в реальной жизни, нужно последовательно:
- создавать положительный эмоциональный фон вокруг пугающего ребенка животного;
- организовывать «нестрашные» контакты с этим животным с помощью различных игр и обсуждений телепрограмм и книг;
- демонстрировать ребенку способы безопасного и интересного взаимодействия с животным на своем примере;
- переформулировать предостережения об опасности животных в правила безопасного общения с ними.
Для совладания со страхом перед вымышленными животными (или любыми другими персонажами) нужно:
- обсудить с малышом его страхи в тот момент, когда он находится в «эмоциональном тонусе»;
- организовать возможность для символической разрядки страха в рисовании, игре, сочинении или любой другой деятельности.
Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/kak-poborot-strah-realnih-i-vimishlennih-jivotnih.html