Что делать, если ребёнок импульсивно реагирует на травмирующие ситуации? Хвалите его в тех случаях, когда он сдерживается, пытается взвесить «за» и «против», потерпеть. Почаще обращайтесь к играм, успех которых зависит от терпения. Чтобы довести задуманное до конца, ребёнок будет стараться переступать через мелкие недоразумения и обиды, ради достижения общей цели. Для этого организуйте небольшую группу детей, каждому дайте конкретное задание, которое должно являться частью основного.
Чтобы помощь ребёнку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенной, необходимо изучить его интересы и склонности, желания и предпочтения. С этой целью можно предложить ему ответить на следующие вопросы:
• Что любишь больше всего на свете?
• Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать всё?
• Расскажи о своём любимом занятии: как ты гуляешь, играешь?
• Тебе всё нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?
• Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твоё желание. Что ты хочешь попросить?
Можно использовать приём, который заключается в завершении предложений. Ребёнку предлагаются незаконченные фразы. Чтобы ему было интересно, используйте кукол или игрушечных животных. Пусть он вообразит, что помогает мишке, который не умеет говорить, или переводит с языка животных вам, взрослому. Создайте непринуждённую обстановку. Объясните, что правильных и неправильных ответов в этой игре не бывает. Все ответы верны.
• Когда я вырасту, я буду…
• Мне скучно, когда…
• Не люблю, когда…
• Самое интересное — это…
• Мой лучший друг…
• Мне нравится…
• Взрослые любят, когда…
• Летом я люблю…
• Когда я пойду в школу…
• Мама сердится, если…
• Моё самое любимое дело — это…
• Мама всегда хвалит за…
• Как меня ругали, когда…
• Зимой лучше всего…
• Папа всегда меня хвалит за…
Обратите внимание на то, какие предложения вызвали у вашего испытуемого затруднения, а какие он завершил быстро и легко. Это может дать косвенную информацию о психологическом климате в семье, наличии противоречий между желаниями ребёнка и требованиями родителей. Чтобы проследить динамику самоощущения ребёнка в детском саду, можно предложить тестирование, направленное на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребёнка в результате ваших воспитательных работ и воздействий. Основные аспекты этого развития касаются отношений со взрослыми и сверстниками, а также самостоятельности.
Таким образом, ознакомившись с теоретическими и практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы теперь понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.