Разумеется, каждая мать хочет видеть своего ребенка успешным, умным, талантливым. Однако зачастую эти вполне невинные желания перерастают в громадную проблему: школьные оценки ребенка становятся темой, которая постоянно обсуждается, ей уделяется очень большое внимание и создается впечатление, что это одна из самых значимых тем в кругу семьи.
Кроме того, она нередко вызывает негативные эмоции, как у ребенка, так и у самих родителей. Сегодня говорим о том, как не впадать в крайности, как лучше относиться к хорошим и плохим оценкам Вашего ребенка, а также что стоит и чего не стоит делать, чтобы не потерялся интерес к учебе.
Почему дети хотят учиться?
Стремление к обучению – это одна из природных потребностей, которая заложена в нас природой. Если глянуть на годовалого малыша, то он круглый день только этим и занимается – он учится. Его никто не заставляет, он сам может часами изучать, как открывается шкаф на кухне, что спрятано в мамином комоде и как устроены кастрюли.
И при правильном поведении родителей, эта потребность сохраняется и к школьному возрасту. Однако очень часто к возрасту 5-6 лет родители начинают жаловаться, что ребенка мало что интересует, а заниматься его заставить просто невозможно. Почему так происходит?
Почему дети не хотят учиться?
Чаще всего, это стремление пропадает, когда родители активно вмешиваются в процесс спонтанного обучения. Это может проявляться:
— В желании «помочь» ребенку («Давай я сделаю?»);
— В желании проконтролировать процесс выполнения («Как там мой Сереженька завязывает шнурки?»)
— В желании показать как надо правильно, и как неправильно он делает («Коты фиолетовыми не бывают»)
— В желании оценить полученный результат («У тебя не очень хорошо получилась собака»)
— В большом количестве запретов («Это нельзя трогать»).
Все это приводит к тому, что постепенно природная потребность в обучении отходит на второй план. А на первый выступает конечный результат обучения и его одобрение или неодобрение родителями. Обратите внимание, это часто происходит еще ДО ТОГО, как ребенок идет в школу.
На что обращать внимание: на результат или на процесс?
Мое мнение таково, что значимость оценки не должна ставиться выше, чем сама потребность в обучении. Что я имею в виду? Если Ваш малыш потратил полдня на то, чтобы научится рисовать кошку, перевел всю бумагу, которая была в доме, и перепачкал красками все, что только было возможно, но в результате его кошки все равно далеки от своего живого прототипа, то не стоит оценивать результат, оцените сам процесс.
Скажите, что Вас очень радует, что он так старательно учится рисовать, а не что его кошка все равно больше похоже на диван. Если родители хвалят только за хороший результат, игнорируя, сколько ребенок потратил сил, рвения и как для него важно то, чем он занимался, то рискуют сформировать у ребенка страх не добиться нужного результата.
А вам пригодились предметы из школьной программы?
На мой взгляд, тема оценок часто наделяется ненужной «сверх значимостью». Давайте посмотрим правде в глаза: Ваши оценки по большинству предметов из школьной программы имеют сейчас хоть какое-то значение в Вашей жизни? Я, например, практически не использую знания, которые получила на уроках химии. Или мне не сильно пригодилась физика (Галина Михайловна, проститеJ) И поэтому было бы у меня по этим предметам 5 или 4 или даже 3 (12-9-7) – не думаю, что это бы чем-то изменило мою жизнь сейчас. Так зачем же тогда так упорно доказывать нашим детям, что это так важно?
Конечно, это не значит, что нужно «пускать все на самотек», но какой-то здравый смысл в наделении оценок важностью должен присутствовать. Но ведь действительно, скорее важнее навыки, умения, которые приобретаются на школьных предметах, чем оценки, записанные в дневник.
Оценка – это не всегда оценка знаний.
Обучение – это не только предмет, это еще и учитель, который его преподает. И если учитель не находит общего языка с учениками, то стоит ли удивляться, что ребенок не приносит по данному предмету только 12. У взрослого есть возможность не общаться с теми, кто им не нравится, уволится с работы, в конце концов, если не складываются отношения с руководством, ребенок так сделать не может, у него нет выбора.
Поэтому этот фактор нужно обязательно учитывать, когда Вы просматриваете дневник. У наших мам есть такая особенность, что для них порой мнение учителя важнее, чем психологический комфорт своего ребенка. Парадокс, но, увы, это так.
Ругать или не ругать – вот в чем вопрос…
Мое мнение, что ругать за оценки, равно как и вмешиваться в процесс обучения – это не совсем верная тактика. Если ребенка ругают за оценки, то он может быть и будет хорошо учиться, но не потому, что ему это нужно и интересно ему самому, а потому, что он боится неодобрения родителей. И если делать акцент на результате, то это принесет свои плоды.
Но если делать акцент на психологическом состоянии ребенка, то это будет вносить тревогу и страх несоответствия. А потом будут сильные расстройства ребенка, когда тот проигрывает; апатия и нежелание учится вовсе, когда есть интуитивное предположение, что он может не справиться на отлично и прочие переживания.
Как же тогда влиять на обучение и помогать ребенку учиться лучше?
Я считаю, что одним из главных факторов является личный пример.
Если Вы сами в свободное время предпочитаете почитать книгу, сходить на новую выставку или посетить курсы по пошиву одежды, к примеру, а не лежать на диване, переключая каналы на телевизоре, то это будет лучшим объяснением, нежели часовые нотации о пользе обучения.
Также хороший «мотиватор» – это поощрение за хороший итог в конце (недели, четверти, года). Но это не должен быть шантаж: «Или ты учишься хорошо, или на море мы не едем». Если сравнить со сферой бизнеса, то «лишение моря» в данной ситуации — это штраф за невыполненный план. А «мотиватор» должен быть бонусом, поощрением, как, скажем, прибавка к зарплате в конце года, премия. Это может быть какая-то покупка, не входящая в список обязательных, но которую ребенок давно хотел.
Примеры «мотиваторов»
— Поездка на экскурсию, которая ребенку интересна;
— Посещение интересных мест, мероприятий, которые позволяют ребенку почувствовать свою «взрослость», «значимость»;
— Покупка чего-то такого, чем ребенок интересуется («крутое снаряжение» для туризма, если ребенок увлекается этим видом спорта);
То есть еще раз повторюсь: «мотиватор» должен быть чем-то таким, без чего ребенок может обойтись, без него не будет страдать ни одна из его природных потребностей, и он является «бонусом», а не «штрафом».
Еще поделюсь идеей, которую мне рассказала одна мама. Своей дочке, у которой были трудности с математикой, она говорила приблизительно следующее: «У меня к концу твоей четверти будет такая-то сумма. Мы можем ее потратить на то, чтобы съездить куда-то, а можем на репетитора, который поможет тебе подтянуть математику. Давай по итогам четверти вместе решим, куда мы их потратим».
Что лучше не использовать в виде «мотиваторов»
Деньги. Я против того, чтобы оплачивать хорошие оценки. Во-первых, это постепенно заменяет цель обучения. Ребенок начинает учиться не ради того, что ему это интересно, а ради того, чтобы заработать деньги. То есть постепенно притупляется потребность в обучении как таковом.
Во-вторых, Вы рискуете столкнуться с повышением ожиданий, запросов. Постепенно будет нужно уже не 20 гривен, а 50, и так далее.
И, в-третьих, в случае плохой успеваемости, Вы будете вынуждены оставить ребенка без денег вовсе. А карманные деньги у ребенка должны быть. Давать же деньги в таком случае будет нарушением «правил игры».
Поэтому лучше выделять сумму на карманные расходы вне зависимости от успеваемости, и все-таки придерживаться бонусной системы поощрения.
Что еще лучше не использовать в качестве «мотиваторов»
Животные. Не стоит в награду за обучение покупать животное, которого ребенок давно хотел. Этим вы подаете пример, что живое существо может расцениваться как валюта, средство для манипуляций, расчетов, что, согласитесь, не совсем правильно.
Общение с близкими. Например: «Вот закончишь хорошо год, поедем в гости к бабушке». Общение с друзьями, близкими – это потребность каждого человека. Получается, что неудача в учебе приводит к «блокированию» другой естественной потребности ребенка.
Получается, что ребенок достоин общения только тогда, когда учиться хорошо. Это может формировать страх: «буду неуспешным, буду никому не нужным».
Приятного процесса обучения Вам!