Мнение родителей оказывает огромное влияние на детей, и не только пока они маленькие. Когда ваш новоиспеченный школьник столкнется с первыми трудностями, его отношение к учителям и учебе во многом будете формировать вы: своими высказываниями и тоном.
Часто мы даже не отслеживаем, какие комментарии отпускаем в адрес учителей. Критиковать действия педагогов, удивляться неразумному устройству образовательной системы, подвергать сомнению школьные требования — наши любимые занятия. Если при таких разговорах присутствуют дети, будьте уверены: они не пропустят мимо ушей ни одного нашего слова. А выводы, которые они сделают, повлияют на их отношение к школе и учебе. Вот самые частые наши ошибки, которых стоит избегать.
Ошибка №1: негативно отзываться о школе при детях
Отношение ребенка к школе закладывается задолго до 1 сентября. Все мы так или иначе транслируем детям собственное отношение к школе, в поверхностных ли разговорах или в задушевной беседе, смотря какие впечатления мы вынесли из той поры — позитивные или негативные. Дети улавливают наше настроение интуитивно, поэтому очень важно следить за своими словами и интонациями. При ребенке необходимо воздержаться от резких высказываний в адрес существующей образовательной системы, поскольку таким образом вы будете настраивать школьника против учителя.
Найдите себе единомышленников и обсуждайте эти темы сколько угодно, но исключительно в их компании. И не стоит рассказывать ребенку, как вы боялись свою первую учительницу, стояли с трясущимися коленками у доски, рыдали над незаслуженной двойкой за диктант.
Ошибка №2: злиться на учителя за домашние задания в 1 классе
Следить за своими высказываниями придется и после первого звонка. Даже если у вас были хорошие воспоминания о школьных годах и вам удалось «позитивно» зарядить ребенка, очень скоро могут возникнуть ситуации, которые вызовут у вас бурю эмоций или волну негодования. Чаще всего проблемы появляются, когда начинаются первые домашние задания. Хотя в первом классе такое случается редко, тем не менее даже в обычной школе иногда учителя все же просят детей потрудиться и в послеурочное время. К такому повороту следует отнестись положительно. Самое главное, о чем вы должны помнить: на первом месте сейчас ребенок и его психологический комфорт. Свое собственное мнение по этому поводу лучше держать при себе. Если вы будете при ребенке громко возмущаться «незаконной» инициативой учителя и давать комментарии вроде: «Как можно! Дети еще маленькие, они же устают!», «Ребенок сам не справляется, а я целями днями пропадаю на работе, у меня тоже сил и времени на это нет!», дети быстро сделают выводы. А в какой-то момент они просто воспроизведут ваши собственные слова и скажут учителю прямо: «Я не буду делать домашнее задание, потому что по закону вы не имеете права его давать!» Стоит ли говорить, что в таких условиях ребенку будет трудно верить в авторитет учителя и перенимать адекватное отношение к учебе. В ситуации, когда из 30 детей два становятся отщепенцами и идут против системы (естественно, это всегда случается при поддержке родителей), сильно затрудняется и социализация. Одноклассники будут косо смотреть на «диверсантов», и начнутся конфликты.
Только позитив!
Постарайтесь вспомнить счастливые моменты и расскажите о них ребенку. В конце концов, школа — это не только учителя и учеба, это еще и друзья и ваши личные достижения. Возможно, вы играли в фантики на переменах, готовили сырники всем классом, выиграли олимпиаду по физкультуре. Эти истории и помогут вам создать позитивный ореол вокруг школы.
Ошибка № 3: требовать от учителя уделять повышенное внимание своему ребенку
Многие родители ведут ребенка в школу, думая, что он у них особенный и подготовлен лучше всех остальных детей. Естественно, они ждут, что учитель с первых дней это заметит и начнет их чадо явно выделять. Если этого не происходит (а именно так обычно и случается), родители сначала удивляются, а потом начинают возмущаться. На учителя льется поток претензий: «Почему вы его на уроках так редко спрашиваете?», «Она дома так хорошо подготовилась, а вы ее даже не похвалили!». Кроме вашего ребенка, у учителя в классе еще пара-тройка десятков человек. Он чисто физически не в состоянии опросить всех детей, которые хорошо подготовились. Лучше расслабьтесь с самого начала и заранее предупредите ребенка, что он будет постоянно попадать в такую ситуацию, и это нормально.
Ошибка № 4: критиковать учителя
Сегодня у родителей есть возможность выбрать учителя, но бывает, что на деле наши ожидания не оправдываются. Однако жаловаться на педагога, тем более открыто обвинять его в некомпетентности, бессмысленно. Вас просто не услышат. Оценивать уровень профессионализма учителя имеют право либо аттестационная комиссия, либо его коллеги по цеху. Точка. Лучше вспомните, что учителю необходимо сохранить свой авторитет в глазах учеников, поэтому откажитесь от «подрывной деятельности» ради блага всех детей в классе. И признайте, в конце концов, свою ответственность тоже. Проблемы в школе у ребенка возникают не тогда, когда учитель плохой, а тогда, когда семья не помогает ему переварить эту трудность. Учитель — это не выбор судьбы, а плохой учитель — не конец света.
Отношение к ошибкам может быть двоякое: традиционное или адекватное. И только в ваших силах привить малышу правильный взгляд на собственные промахи.
Ошибка №5: думать, что ребенок справится с проблемой сам
Еще одна первостепенная задача для каждого первоклассника — развить чувство собственной компетенции. Только при его наличии ребенок захочет и дальше получать знания и стремиться к хорошим результатам. Сейчас в первом классе ставят не привычные нам оценки в баллах, а косвенные в виде солнышка, звездочки или тучки. Но догадаться, что они означают, несложно. Когда ребенок начинает получать слишком много тучек, чувство собственной компетентности не формируется. Ребенок быстро теряет веру в себя и перестает стараться. Некоторые родители в этот момент придерживаются девиза «Пройдет само». Но этот подход неверный. Если вы заметили, что ваш ребенок в школе проживает неуспех, нужно действовать незамедлительно, пока железо горячо. У вас есть два пути: либо вместе объяснять ему дома пройденный материал, либо срочно найти ту область, где он успешен, и не скупиться на похвалы. Главное сейчас — транслировать мысль: «Я в тебя верю, и я рядом. Не унывай! Мы с этим справимся. У тебя все получится!».
Ошибка № 6: стараться максимально заполнить день ребенка дополнительными занятиями
Если у родителей нет возможности забирать ребенка из школы после окончания уроков или есть амбиции воспитать гения, они после занятий водят стараются его занять дополнительными занятиями. Если день ребенка насыщен до предела помимо школы, вся его энергия уходит на то, чтобы привыкнуть к новым кружкам и секциям. А на усвоение школьной программы сил не остается. Ребенок начинает сильно утомляться и отставать от одноклассников еще больше. Родители в этом случае очень часто перебрасывают вину на учителя. Вместо этого было бы разумнее проанализировать, как вы организовали досуг малыша. Запомните золотое правило: если у ребенка возникли проблемы с усвоением знаний, первое, что нужно сделать, — снизить нагрузку.
Идеальный сценарий
В идеале на протяжении всего периода адаптации к школе, который обычно длится 3–4 месяца, а иногда и целый учебный год, забирать ребенка нужно сразу после уроков. Самый разумный способ занять его досуг — обеспечить умеренную физическую нагрузку. Можно просто гулять два часа, можно отдать ребенка в бассейн или в любительский спортивный кружок. Очень важно, чтобы ребенок много двигался, потому что в школе дети сидят. Это для них настоящее испытание, и они очень сильно от этого устают, а утомившись, плохо усваивают материал.
Ошибка №7: подрывать авторитет учителя даже в мелочах
Еще один способ подорвать конструктивный диалог с учителем — на любое его требование продвигать свои собственные затеи. Если вас попросили купить 12 цветных карандашей, вы покупаете 24 карандаша, вам говорят: «Пусть ребенок пишет шариковой ручкой», а вы даете ему гелевую и т. п. Такое непослушание в мелочах показывает, что вы не слышите учителя (а это обидно и неприятно) и подрываете его авторитет в глазах вашего ребенка и его одноклассников. Но это вовсе не ваша «маленькая победа», это ваше поражение, очень крупное и далеко идущее. В первом классе самое главное, чему должен научиться каждый ребенок, — принимать требования учителя и школы.Только твердо усвоив это правило игры, ребенок сможет благополучно адаптироваться к школе и воспринимать ее кодекс адекватно. Педагог должен быть для детей авторитетом, а для этого и вам придется беспрекословно выполнять его требования, даже в мелочах. В противном случае ребенок не сможет воспринимать учителя как транслятора правил и в дальнейшем, на протяжении 11 лет, будет относиться к школе как к каторге.
Источник: https://www.parents.ru/article/10-geniev-kotorye-plokho-uchilis-v-shkole/