За последние 100 лет скорость передачи информации увеличилась в миллион раз. Скорость смены технологий сравнялась со скоростью смены поколений примерно в 40-50-е годы прошлого века.
В настоящее время скорость изменений колоссальна и она продолжает увеличиваться. Особенно сейчас стали актуальны слова Ч. Дарвина:“Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам”.
И действительно, если 1000 лет назад успехом пользовался самый сильный, 100 лет назад – самый умный и эрудированный, то сегодня “на коне” тот, кто может максимально быстро адаптироваться к окружающим условиям.
Растим сознательность
Повсеместная автоматизация вызывает сокращение рабочих мест связанных с выполнением однотипных простых операций. В то же время, ценятся специалисты, которые могут создавать что-то новое или улучшать существующие системы. Современная система образования в России очень хорошо развивает аналитические и логические способности. Школы и ВУЗы пытаются вложить в своих воспитанников знания, которые могут быть уже неактуальны к моменту окончания учебного заведения.
Почти все накопленные человечеством знания сейчас можно найти в интернете за считанные минуты. В связи с этим мне видится некий диссонанс жизненных реалий и тем, что происходит в сфере подготовки наших детей к самостоятельной жизни. Соглашусь со многими авторитетами в области детского развития в том, что для того, чтобы ребёнок вырос психически зрелым и независимым, необходимым условием является осознанность самих родителей. Ведь ребёнок неосознанно встраивает в себя алгоритмы поведения своих пращуров.
Мне очень запомнилось высказывание одного известного врача-физиолога Дмитрия Шаменкова: “самое важное, чему только родители могут научить своих детей – это как быть счастливыми”.
Вопрос с родителями многогранен и за одно поколение видится маловероятным к разрешению. Тогда возникает другой вопрос. Чем таким заниматься детьми, чтобы они были счастливыми, эффективными, желающими развиваться? Как раскрыть в наших детях природные таланты и созидательные начала? И что самое парадоксальное, ответ есть! Можно относительно просто раскрыть в ребёнке природой заложенные способности, которые именно сейчас стали как никогда актуальны.
Японский профессор Макато Шичида и американский Глен Доман почти одновременно пришли к выводу, что все дети рождаются гениями, а в первые годы жизни мы своими руками резко снижаем их способности. Считаю, что ударение в современном воспитании должно быть сделано не на постоянном наборе фактов, а на развитии способности маленького человека самостоятельно учиться. Это становится возможным за счёт развитого правого полушария мозга и его синхронной работы с левым.
Правая половина мозга человека способна хранить целиком изображения объектов, а в нужный момент визуализироваться. Людей, достигших каких-либо творческих побед объединяет одно единственное свойство: способность визуализировать эти слайды, хранящиеся в правом полушарии. При этом, по мере развития левого полушария, использовать способности правой половины становится всё трудней. Но это даже не главное.
Самым замечательным следствием от использования техник развития правого полушария является интегральное повышение осознанности, способности в каждый момент времени чётко понимать где вы сейчас находитесь и что делаете. Пребывать в “здесь-сейчас”, а не уноситься мыслями в прошлое или будущее.
Это становится возможным потому что правое полушарие мозга обрабатывает информацию параллельно, а левое – последовательно. Правое полушарие способно видеть систему целиком, не разделяя её на фрагменты. Анализом отдельных фрагментов занимается левое полушарие.
Сознание человека с развитым правым полушарием приобретает способность как бы со стороны наблюдать за аппаратом собственного мышления, не вовлекаясь в нецелесообразные мысли, а находиться в позиции безоценочного наблюдателя.
Вот здесь и кроется настоящая эффективность, эмоциональный интеллект, независимость своего мнения от оценок окружающих и способность осознанно менять свои привычки и стереотипы поведения.
Развитое правое полушарие позволяет одновременно взглянуть на вопрос с разных точек зрения и выбрать оптимальный алгоритм решения задачи, а не “загруженный в прошлом” поведенческий паттерн. В прикладном плане это может быть выражено в том, что ребёнок самостоятельно осознает нецелесообразность чрезмерного “зависания” в электронных гаджетах. Ребёнок начинает увереннее вести себя в социуме, опираясь именно на свои ценности. Побуждение к самостоятельному обучению так же неразрывно связано с развитием правого полушария мозга.
Что же ещё кроется в правом полушарии?
- Феноменальная память;
- Внимание и концентрация;
- Образное мышление;
- Скоростное фотографическое чтения (ученики Шичиды читают 30000! слов в минуту);
- Cпособности к освоению иностранных языков;
- Возможность производить мгновенные арифметические действия в уме;
- Способности решения нестандартных задач;
- Быстрота реакции;
- Уверенность в себе;
- Творческий потенциал;
- Способность переводить образы в слова, цифры, символы и обратно (то есть зашифровывать и расшифровывать образы);
- Способность запоминать вкусы, запахи, осязательные ощущения;
- Ориентирование на местности;
- Запоминание лиц и прочее.
Японцы уже много лет занимаются со своими детьми развитием правого полушария. Но вот незадача! Они объявили многие методики народным достоянием страны и не хотят делиться с остальным миром своими наработками в этой сфере. Одной методике всё же удалось просочиться на запад. Это ментальная арифметика.
Уже в более чем 50 странах дети тренируются по этой методике, а в Японии и Китае ментальная арифметика входит в школьную программу. У техники ментальной арифметики есть ряд особенностей.
- Во время тренировок дети приучают себя концентрироваться, развивается усидчивость и внимание.
- Процесс игры в ментальную арифметику очень нравится детям.
- Игра разгружает аппарат мышления. Дети как будто смотрят мультик в воображении и параллельно отдыхают от школьных уроков. Внимание, есть побочный эффект! Дети начинают лучше учиться в школе по всем предметам.
Принцип работы постараюсь описать простым языком. На тренировках дети независимо левой и правой руками перемещают косточки на абаках (или абакусах, древних счётах). Для дошколят – это развитие мелкой моторики и все позитивные следствия из этого (параллельно развивается артикуляционный аппарат).
Второй этап тренировок, самый важный – это перемещение косточек в воображении с закрытыми глазами. Начинает работать следующий алгоритм: левое полушарие получает символьную команду, например, +18, в соответствие с ней, в правом полушарии эта команда преобразуется в графический образ, выраженный в соответствующем перемещении косточек на абаке.
Полученный в воображении графический результат в виде определённого сочетания косточек на абаках дешифруется левым полушарием и получается символьный ответ. Получается, что мозг постоянно обменивается информацией между левым и правым полушарием, в результате чего очень быстро формируются новые устойчивые межполушарные связи, активируется правое полушарие и мозг начинает задействовать свой потенциал намного более полно, чем до таких тренировок.
Эффект становится заметен уже через 3-4 месяца после начала занятий при условии регулярности игр. Результаты использования такой методики просто феноменальны. Интегральный рост способностей ребёнка и его осознанности. Отработав сезон мы получили огромное количество вдохновляющих отзывов родителей и детей.
Источник: https://www.nnmama.ru/content/evolution/intell_razv/kak-virastit-rebenka-osoznannim/