1. «Золушка» Это тот случай, когда родителям свойственно предъявлять слишком высокие требования к своему чаду. Дети при этом чувствуют нехватку родительской ласки и тепла. Обычно такие детки очень застенчивы и забиты, живут, постоянно опасаясь оскорблений, а иногда даже побоев. В дальнейшем, когда они становятся взрослыми, их отличает нерешительность, неумение за себя постоять, пугливость и неуверенность в себе, что чрезвычайно осложняет жизнь любого взрослого человека.
Дети, воспитанные подобным образом, очень остро воспринимают враждебную для них реальность, живут фантазиями, мечтая о «прекрасном принце», который своим появлением избавит их от существующих проблем и заберет в лучшую жизнь. Такой уход от действительности ничего хорошего не предвещает, поскольку снижается умение адаптироваться к жизненным обстоятельствам и преодолевать трудности самостоятельно.
2. «Кумир» Это тот случай, когда родителям свойственно сверх меры баловать свое чадо, ни в чем ему не отказывая и выполняя его капризы. Жизнь семейства сосредотачивается вокруг дочери или сына. При таком воспитании в характере ребенка начинают преобладать такие отрицательные качества, как своенравие, упрямство, капризность. Детки-кумиры отказываются признавать любые запреты, они лишены понимания того, что родители не всегда имеют возможность выполнить любое пожелание или каприз. Результатом воспитания по типу «ребенок-кумир» становится то, что он вырастает эгоистом, не желающим выполнять свои обязанности и относящимся к людям потребительски.
3. «Гиперопека» При таком воспитании родители настолько опекают свое чадо, что полностью лишают его возможности проявить самостоятельность. Подобные действия со стороны родителей приводят к подавлению инициативы у ребенка. Плодами гиперопеки являются нерешительность, слабоволие, неумение самостоятельно принимать решения, низкая адаптивность к жизни, которые характеризуют детей, выросших в «тепличных условиях».
4. «Гипоопека» Это тот случай, когда дети настолько лишены родительского внимания и заботы, что оказываются полностью предоставленными сами себе. Родители игнорируют свои обязанности по отношению к ребенку и не занимаются его воспитанием, вследствие чего ребенок не получает необходимых ему навыков социальной жизни, ему не прививаются моральные ценности, он не знает разницы между тем, что хорошо и что плохо. Уличные беспризорники — ярчайший пример гипоопеки.
5. «Кронпринц» Такое воспитание, деформирующее детский характер, было очень хорошо описано в 60-х годах ХХ века Мартой Кос, детским психиатром из Австрии. Такой тип воспитания присущ обеспеченным семействам, отличающимся высоким социальным статусом. Родители слишком заняты собой, своей работой, у них нет времени для того, чтобы заниматься воспитанием ребенка. Чтобы компенсировать недостаток внимания, они отделываются от ребенка подарками, разрешают ему делать все, что тот захочет. Воспитанием же занимаются посторонние люди: няни, гувернантки, учителя.
Источник: http://nachild.com/kakie-krajnosti-vospitaniya-portyat-xarakter-rebenka/