Грубость или неуважительное отношение детей к родителям совсем не редкость. Кто-то сталкивается с таким поведением чада, когда тот входит в подростковый возраст, а у кто-то — значительно раньше. Так, ребенок 9-10 лет вдруг начинает грубить родителям, кричать на них, пререкаться и огрызаться, а наказания зачастую не работают, а только усугубляют ситуацию.
Первое, что следует сделать — разобраться в причинах такого поведения.
Определяем причины
Неуважительное отношение к родителям со стороны детей в большинстве случаев — привлечение внимания. И если ребенок не получает желаемого, то он продолжит кричать и грубить.
Ситуация: Мама разговаривает, к примеру с соседкой/подругой/отцом, а ребенок постоянно перебивает ее, отвлекает и дергает, и даже старается перекричать.
Неправильная реакция: Ответное повышение голоса, грубость и наказание – например, изоляция в другой комнате. Ребенок в этом случае может еще больше потерять контроль над собой, впасть в агрессию и даже выкрикивать фразы типа «Я тебя ненавижу» и т. д.
Правильная реакция: Извинившись, отвлечься на несколько секунд от разговора и спокойно объяснить: «Извини, родной, я сейчас занята. Поговорю, и ты мне задашь все свои вопросы. Подожди, пожалуйста». Естественно, что после окончания разговора необходимо уделить внимание ребенку и выяснить, что он хотел. Позже, найдя подходящий момент, следует обсудить, почему перебивать и привлекать таким образом внимание является неуважительным поведением. И на примере жизненных ситуаций объяснить, что такое уважение к другим людям, и почему оно важно.
Очень часто то, что взрослый в силу своего опыта и сформировавшихся моральных принципов воспринимает как неуважение, ребенок делает неосознанно, под впечатлением эмоций, когда чувствует обиду, беспомощность или злость. Он выражает свои чувства как умеет!
Родители зачастую принимают за неуважение попытки ребенка защитить себя. Он всем своим поведением говорит: «Нет! Не делай этого со мной!» или «Я не хочу этого!» В этой ситуации нужен диалог. Например, «Понимаю, ты сердишься из-за того, что сегодня не встретишься с другом, но давай ты успокоишься, и мы еще раз это обсудим. Мне сегодня очень нужна твоя помощь, а возможность пообщаться с другом будет у тебя в выходные» и т. д. Вплоть до того, что реально дать ребенку время успокоиться: «Я сейчас пойду заваривать чай, а когда ты будешь готов со мной поговорить, мы все обсудим».
Также следует учитывать, что грубость и неуважение могут быть следствием каких-то совершенно других причин, не связанных напрямую с родителями. У ребенка могут быть сложности в школе или конфликт с ровесниками. Беспомощность и растерянность могут вызывать агрессию по отношению к окружающим.
Как реагировать на неуважительное поведение ребенка?
От реакции родителей во многом зависит, как часто и насколько ярко в дальнейшем будут повторяться ситуации неуважительного к ним отношения.
Определите для себя, какое поведение ребенка будет требовать обязательной реакции, а какое позволительно в определенные моменты. Не все проявления недовольства и неуважения могут требовать моментальной реакции и серьезной беседы. Например, запретив дочке надеть легкую блузку из-за прохладной погоды, вы рискуете столкнуться с закатыванием глаз и ответной фразой «Ну конечно-конечно, ты ж лучше всех знаешь». Кстати, в большинстве случаев глаза будут закатываться, когда вы отвернулись, а комментарий произносится мысленно. Но если вы все же стали свидетелем такой реакции, то это еще не повод говорить о неуважении. Если же она становится для ребенка нормой, и он демонстрирует ее при любых обстоятельствах, то необходимо обсудить его поведение.
Проговаривайте с ребенком примеры неуважительного поведения. Дети, и младшие школьники в том числе, еще не могут распознавать все тонкости поведения, интонаций, мимики и других поведенческих проявлений. Они мыслят более конкретными категориями, поэтому необходимо формировать в них навыки поведения, проговаривать их буквально. Например: «Перебивая, ты показываешь, что не уважаешь меня».
Учите ребенка искать альтернативные пути решения проблем. Грубость, проявление неуважения и агрессии – это не лучшие методы решения проблем. А чтобы ребенку донести это, необходимо постоянно проговаривать с ним различные ситуации — как реальные, так и абстрактные. Хороший метод – условно меняться с ребенком ролями и предложить рассказать, как бы он себя повел в той или иной ситуации, будучи родителем.
Не забывайте о поощрении уважительного поведения. Родителям стоит обращать внимание на ситуации, когда ребенок ведет себя уважительно. Это поведение должно иметь положительное подкрепление, чтобы сын/дочь чувствовал себя достаточно взрослым, чтобы старался вести себя соответственно.
Не берите на себя ответственность за неуважительное поведение ребенка. Когда чадо вдруг начинает пререкаться или грубо вести себя с родителями при посторонних, то им становится стыдно, поскольку они берут на себя ответственность за это поведение. На самом деле ответственность остается на ребенке. А вот задача родителей – разобраться в причинах и сделать все возможное для их устранения. Но делать это необходимо, естественно, уже наедине, а в этот неприятный момент необходимо вести себя спокойно и сдержанно, предложив ребенку обсудить ситуацию позже.
Важно! Советы и примеры, которые приведены в этом материале, касаются именно тех случаев, когда неуважительное поведение ребенка к родителям носит легкую или умеренную форму. Часто у подростков подобное поведение становится проявлением оппозиционного поведения и обретает форму более серьезных нарушений общепринятых норм. В таких случаях может требоваться профессиональная помощь детского психолога.