Представьте, что вам четыре года. Вам предложили выбор: съесть одну зефирину сейчас или подождать, и получить две зефирины. Ваши действия?
Именно такой выбор психолог Уолтер Мишель с соавторами (Mischel, Ebbesen & Zeiss, 1972; Mischel, Shoda, & Peake, 1988) предложил совершить школьникам и детсадовцам в теперь уже знаменитой серии экспериментов.
Оказалось, что дети, сумевшие отложить вкусную зефиринку ради большей награды, в дальнейшем с большей вероятностью добивались успеха в учебе и работе.
Эти умения: откладывать вознаграждение, управлять своими эмоциями и поведением – лежат в основе комплекса навыков, которые часто называют “социально-эмоциональными”.
В мире, где успехи в учебе нередко ставят во главу угла, развитие таких навыков в глазах родителей и педагогов зачастую отходит на второй план. Однако исследования показывают, что социально-эмоциональные навыки жизненно важны для достижения детьми успеха – и в социуме, и в образовании.
Какие социальные и эмоциональные навыки ключевые?
Проект (коллаборация по академическому, социальному и эмоциональному развитию) выделяет пять базовых навыков, которые большинство специалистов называют важнейшими:
– Самосознание: способность распознавать собственные эмоции и выстраивать связи между своими чувствами, мыслями и поведением.
– Управление собой: способность конструктивно управлять своими эмоциями, мыслями и поведением, самоконтроль.
– Социальная осведомленность: способность ставить себя на место другого и демонстрировать эмпатию.
– Навыки общения: способность создавать и поддерживать здоровые отношения.
– Ответственность в принятии решений: способность принимать верные решения относительно собственного поведения и взаимодействия с другими.
Почему социально-эмоциональные навыки – это важно?
Социально-эмоциональные навыки помогают детям доводить до конца трудные дела, вовремя обращаться за помощью к другим и хорошо продумывать свои действия.
Что еще важнее, социально-эмоциональным навыкам можно научиться. Это ярко показало масштабное обзорное исследование по теме социально-эмоциональных навыков, охватившее 270 034 учащихся – от детского сада до выпускного класса школы (Durlak et al., 2011).
Согласно этому обзору, программы социально-эмоционального развития в школах не только помогли детям развить сами эти навыки, но также улучшили их отношение к школе, укрепили позитивные поведенческие модели и повысили успеваемость. Кроме того, эти программы снизили вероятность хулиганского поведения и психологических проблем у детей.
Пять методов содействия социально-эмоциональному развитию ребенка
1.Будьте образцом для подражания в эмоциональной сфере
Дети подсматривают свое поведение у людей, которыми восхищаются – прежде всего с родителей и педагогов. Если взрослый моделирует перед ребенком все разнообразие эмоций и демонстрирует стратегии для управления ими, ребенок учится адекватно реагировать в похожих ситуациях в будущем.
2.Будьте “тренером по эмоциям”
Принимайте эмоции ребенка, обсуждайте их с ним. Не менее важно научить детей, как узнавать и называть эмоции, как “выдерживать” эмоции и работать с ними, как адекватно их выражать.
Такой “коучинг” или “тренерство” улучшает эмоциональный контроль и адаптивное поведение, а также снижает уровень разрушительного поведения (Dusnmore, Booker, & Ollendick, 2013; Gottman, Katz, & Hooven, 1996).
3.Читайте книжки с социально-эмоциональными сюжетами
Совместное чтение дает возможность распознать и обсудить социально-эмоциональные навыки –такие, как поочередное участие в коммуникации (turn-taking) или взаимовыгодное сотрудничество (Brownell et al., 2013).
4. Ставьте ребенка перед выбором
Наличие решений в жизни ребенка и свобода самостоятельно их принимать ученые связывают со здоровым социально-эмоциональным развитием.
Если отношения детей и родителей включают в себя совместную работу над решением проблем, дети учатся еще и тому, как вести переговоры и решать проблемы с самими родителями – что в дальнейшем улучшает их социальные навыки и повышает авторитет в отношениях со сверстниками (Matte-Gagné, Harvey, & Stack, 2015).
5. Используйте позитивные дисциплинарные практики
Проговоренные правила и ожидания от поведения ребенка; предупреждение о возможных последствиях; честная похвала; награда за позитивные модели поведения и игнорирование нежелательных – все это связывают с повышенным уровнем социально-эмоциональных навыков.
Если ребенок бунтует, обсудите, как его поведение влияет на других – это поможет развить эмпатию, чувство перспективы и уважение к обществу (Eisenberg, VanSchyndel & Hofer, 2015).
Все эти методы объединяет общая мысль: детей нужно учить социально-эмоциональным навыкам и давать возможность в них тренироваться – так же, как мы учим их читать и решать задачки по математике.
Вложенные усилия дадут обильные результаты: ведь крепкие эмоциональные навыки еще долгие годы будут помогать вашим детям в самых разных ситуациях – социальных, академических и рабочих.
Авторы: доцент кафедры психологии, университет Северного Иллинойса; Кейтлин Гор, студент-дипломник по школьной психологии, университет Северного Иллинойса; Кайла ЛаРоза, аспирант по школьной психологии, университет Южной Флориды.
Источник: https://mamsila.ru/post/pochemu-socialno-emocionalnye-navyki-tak-vazhny-dlya-rebenka