Что такое позитивное воспитание детей? Давайте попробуем узнать это на практике. Возьмите лист бумаги и попробуйте написать список правил для ребенка, не используя при этом «нельзя», «не» и других слов с отрицательным значением. К примеру, вместо «нельзя мусорить» напишите «кладите мусор в мусорное ведро».
Почему это так важно? Дело в том, что мы все думаем образами, а дети даже в большей мере, чем взрослые. Если вы говорите ребенку: «Не беги по улице», то какой образ появляется в его голове? Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок услышал вам правильно и сделал то, о чем вы просите, правильно будет сказать: «Пожалуйста, иди прямо по тротуару». Слово «не» является модификатором, который слишком незаметен по сравнению с сильным образом, созданным остальной частью фразы. Вот почему, когда вы говорите: «Не прыгай по луже», двухлетний ребенок, скорее всего, пойдет прямо к луже и начнет прыгать в ней, при этом он не поймет, почему вы сердитесь.
Так что, если вы научитесь говорить ребенку, что вы на самом деле хотите, чтобы он сделали, у вас будет больше шансов, что ребенок послушается Вас.
Если вы начнете следить за своей речью и за тем, как вы формулируете свои пожелания в отношении поведения ребенка, вы можете сделать еще одно открытие. Оказывается, даже будучи самыми лучшими и самыми добрыми в мире родителями, вы сотни раз в день даете ребенку команды, причем в приказном тоне.
Постарайтесь проанализировать свой день и обратите внимание на то, сколько раз вы говорите, что-то вроде:
Пора вставать!
Садись есть.
Вымой руки.
Не забудь убрать игрушки.
Иди сюда.
Умой лицо.
Не делай этого!
Это все обычные ежедневные вещи, правильно? И вы, возможно, произносите их с улыбкой, так что никто не расстраивается. Но вы только представьте, сколько таких приказов в день получает ребенок? Не меньше сотни, это точно!
Вы можете изменить подобные приказы более дружелюбным приглашением к совместной работе:
1. Не пора ли нам вставать?
2. Когда вы будете готовы, мы сможем выехать.
3. Если мы положим их подальше, никто не будет спотыкаться о них.
4. У меня есть мюсли и молоко, не могли бы вы передать свои тарелки? Тогда у нас будет все, что нужно.
5. Вы ведь хорошо запомнили, что нужно вымыть руки, не так ли? Вы хотите, чтобы я открыла кран или сделает это самостоятельно?
6. Мы все должны обуться сегодня, потому что так холодно. Где твоя обувь?
7. У тебя все лицо в смузи! Что мы будем с этим делать?
8. Я кое-то узнала, и хотела бы об этом поговорить с вами. Не хотели бы вы прийти и послушать?