Помните себя в детстве – как часто мы просили родителей купить нам хоть какое-то домашнее животное, пусть даже самое маленькое и как горько мы обижались, слыша отказ. Все доводы, такие веские для наших родителей, казались нам просто «отмазками», ведь ребенку непонятны сложности этого вопроса.
Как и в любом конфликте, а это именно конфликт, не бывает прав кто-то один и для того, чтобы найти правильное решение необходимо увидеть и понять точки зрения обеих сторон.
Родители в домашнем питомце видят дополнительную ответственность: кто будет гулять с животным, кто будет убирать за ним, кормить, поить, водить в ветеринарную клинику, заниматься прививками, воспитывать… Родители прекрасно понимают, что все это ляжет на их плечи, даже если ребенок торжественно клянется, что будет сам выполнять эти функции. Ну не хочется взрослому человеку, загруженному работой, семейными проблемами, финансовыми вопросами, тратить свое время еще и на животное – в этом кроется причина всех отказов, которые пытаются логично обосновать: «животные – это микробы», «у папы аллергия» и прочее.
Понять родителей можно, но понять ребенка – необходимо. Помните трогательную историю про детское одиночество, рассказанную А.Линдгрен. Почему Малыш так хотел собаку? «Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня — у меня НИКОГО нет!». Откуда берутся такие ужасные мысли и переживания, и стоит ли относиться к ним серьезно?
Взрослея, ребенок начинает чувствовать свою отдельность от родителей, он понимает, что мир намного больше, чем он считал раньше, он начинает искать свое место в этом мире, свое предназначение и зачастую не может его найти. Он хочет, чтобы его жизнь была наполнена чем-то важным, он стремится помогать, приносить пользу, дарить кому-то добро своей души. Но современный мир, устроен таким образом, что у ребенка часто нет возможности раскрыться в этом направлении – его окружают бесполезные игрушки, друзья, которые сами находятся в таком же положении, и родители, которые считают его маленьким и всячески стараются оградить от «настоящей» жизни, создать вокруг него атмосферу удобства, изобилия и … инертности.
Домашнее животное воспринимается ребенком, как маленький друг, которого ребенок сможет учить, делиться с ним своими знаниями о мире, о котором можно заботится и который действительно нуждается в этой заботе. Ситуация усугубляется еще тем, что ребенок интуитивно чувствует, что родители обманывают его, что дело тут вовсе не в микробах и не в папиной аллергии. Но так как он не может сам увидеть настоящую причину отказа родителей, то объясняет ее по своему. И чаще всего это объяснение имеет вид: они не хотят мне купить собаку, потому что они меня не любят.
Теперь разобравшись в мотивах каждой из сторон мы приходим к вопросу «что делать?».
Если вы услышите своего ребенка, его стремления, надежды и страхи, признаете их реальность для ребенка, то проблема приобретать или не приобретать домашнее животное снимется сама собой. Ведь ребенок на самом деле хочет не собаку или хомячка – он хочет почувствовать свою значимость, «взрослость», раскрыть в себе такие качества как ответственность, сострадание и любовь.
Действуйте исходя из этого. Поговорите с ребенком и честно объясните ваши сомнения и ваши желания и нежелания. Пусть он поймет, что вы тоже живой человек со своими слабостями. Существуют тысячи способов прийти к компромиссному решению. Перестаньте «дрожать» над ребенком, пусть он принимает больше решений сам, пусть сам совершает ошибки и делает выводы. Найдите дело, которое поможет ребенку расти духовно. Ведь для того, чтобы заботится о ком-то и помогать, совсем не нужно обладать: можно помогать бездомным животным, или ухаживать за растениями в школьном саду, можно заботится о старушке-соседке или о маленьком двоюродном братике… В общем, вариантов множество. Ваша цель правильно ребенку все объяснить, чтоб он увидел, что в любом, даже, казалось бы, незначительном деле, есть место для высокого и благородного поступка.
И в этом случае, независимо от того, решите ли вы заводить животное или нет, отношение и у вас самих, и у ребенка будет правильное – вы сможете поставить ситуацию так, что ребенок будет учиться нести ответственность за свой мир и за того, кого он приучает. А то, что каждый из вас увидит и поймет мир другого, сделает вас ближе и роднее, даст силы для новых побед и открытий.
Источник: http://www.kind-land.ru/detskay-psihologia/hochu-sobaku/