Еще с раннего детства ребенок учится принимать решения. Например, когда слушает сказку или смотрит на поступки своих родителей. Однако в сказках все довольно просто. В них изначально есть какой-то вспомогательный предмет (яблочко, клубочек, платочек), который и указывает правильное решение, то есть особо не стоит задумываться. А вот в жизни все намного сложнее. Что же такое самостоятельность ребенка?
Неотъемлемой частью взросления ребенка как личности является его умение принимать решения. Необходимо с детства учить ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Ведь чем раньше вы воспитаете в ребенке это качество, тем больших успехов можно будет достичь.
Самостоятельность ребенка – это:
— умение выполнять привычные дела без помощи и постоянного напоминания родителей;
— умение проявлять инициативу в делах, где требуется его участие;
— умение осознанно действовать как в повседневных, так и в новых условиях;
— умение переносить уже известные способы действий в подобные, но новые ситуации;
— умение контролировать ситуацию и давать оценку собственным действиям.
Как же научить ребенка осмысленно подходить к принятию каких-либо решений? Рассмотрим основные правила:
1. Для раннего возраста:
а) Не нужно выполнять за малыша те действия, которые он уже умеет делать самостоятельно (держать ложку, одеваться и т.д.).
б) Помогать ребенку только тогда, когда он сам просит о помощи. Ведь важно чтобы он сам пришел к решению без подсказок взрослых. Но при этом следить, не делает ли ребенок чего-то опасного.
в) Поощрять, поддерживать и стимулировать стремление малыша к самостоятельности. Важно давать ребенку возможность пробовать свои силы в том или ином деле и не пресекать его попытки, даже если они неумелые (помыть пол, постирать свою вещь и т.д.). Если малыш что-то делает неправильно необходимо деликатно ему сообщить об этом и ни в коем случае не насмехаться. Ведь все приходит с опытом. Пусть вы и переделаете после него эту работу (незаметно!), но зато у него выработается стремление к самостоятельности и трудолюбию.
2. Для дошкольного возраста:
а) Давать возможность ребенку самому выбирать одежду, которую он сегодня наденет. Однако при необходимости нужно направить его (выбрать одежду в соответствии с погодой и сезоном). А также можно практиковать вместе с вашим чадом выбор одежды для него в магазине.
б) Закрепить за ребенком определенные поручения, которые будут соответствовать его возрасту (убирать свои игрушки, частичный уход за домашним питомцем и т.д.).
в) Не нужно ограждать ребенка от возможных или сложившихся проблем в связи с его отрицательными действиями или бездействием.
г) Воспитывать самостоятельность ребенка — находить для себя занятия, если взрослые заняты.
3. Для подросткового возраста:
а) Родителям необходимо научиться «отпускать» своего ребенка. То есть не руководить его жизнью, а только направлять в «правильное» русло.
б) Проявлять доверие к тому, что ребенок сам способен принимать правильные решения.
в) Дать ребенку почувствовать и понять ваше доверие к его поступкам.