Отличники — это неизменно отрада родителей, пример для подражания, гордость класса и школы…
Замечательно, если пятерки для ребенка не самоцель, и он спокойно принимает поражения, но есть другая категория отличников, где бы они не учились: в школе, в институте, их преследует страх упасть с высоты, на которую они поднялись, они болезненно воспринимают даже самые незначительные неудачи, ценой собственного здоровья добиваются того, чтобы всё было на «отлично», ставят себе заведомо высокие цели, на пути достижения которых зарабатывают нервные расстройства, бессонницу, потерю аппетита, остро реагируют на малейшие замечания и обижаются, если их не выделяют, не хвалят.
В данном случае ребенок зацикливается на школьных оценках и почти полностью отказывается общения и развлечений, что порождает отсутствие умения общаться со сверстниками.
Но в жизни не бывает, чтобы успех сопутствовал всегда. Когда-то случаются и неудачи. Часто синдром отличника, как еще называют перфекционизм, проявляется потом и во взрослой жизни как неудовлетворенность своими достижениями, работой, начальником, окружающими. Эти люди настроены на успех, на успех любой ценой. Перфекционисты болезненно относятся к критике и склонны предавать большое значение своим ошибкам, рассматривают собственную ценность в терминах достижений и продуктивности, их кредо «всё или ничего».
Синдром отличника может быть следствием:
- Родители хотят, чтобы ребенок добился успеха там, в чем они сами потерпели неудачи. Успех сына или дочери — это возможность взять реванш за собственные неудачи и подтверждение социального успеха самих родителей.
- Часто дети стараются оценками заслужить родительскую любовь.
- Зачастую желание во всем быть первым, как ни странно, возникает из-за низкой самооценки ребенка.
Но уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.
Как избавиться от перфекционизма
Необходимо объяснить ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Самоцелью является уверенность в себе и полное раскрытие природных задатков; оценки — только сопутствующее звено. Если они «вредят» самооценке и уверенности в себе — значит это неверный ориентир, необходимо поискать другой, тот который укреплял бы уверенность в себе, самооценку.
Убедите своего ребенка, что вы цените и любите его таким какой он есть, независимо от его учебных успехов, пятерок которые он получил или нет. Когда ребёнок уверен, что его любят просто так, ему легче учиться и жить, стать успешным. Обязательно хвалите за достижения. Дайте ребенку осознать, что хорошо учиться — в его интересах, но не давите на него.
Нередко в ситуации, когда учеба «любой ценой», все время расписано на кружки, курсы, развитие разносторонних способностей, у ребенка не остается времени просто побыть ребенком, а детство больше не никогда не повторится. А неудовлетворенная потребность в нем может сохраниться на всю жизнь.
Чтобы ребенок не вырос неуверенным, закомплексованным, неудовлетворенным собой человеком, страшащимся риска, ошибок, неудач, воспитывайте в нем независимость от чужих оценок.
История из детства известного изобретателя лампочки Т. Эдисона, также знаменитого своей фразой «Я нашел 1000 способов, как нельзя сделать лампочку.»
Томас Эдисон вспоминал: «Я слышал, как учитель сказал посетившему школу инспектору, что из меня толку не будет, и нет больше смысла держать меня в школе. Я был так огорчен его словами, что разрыдался и бросился домой жаловаться матери.» Мать Эдисона привела сына обратно в класс и сказала учителю что у Томаса мозгов больше, чем у него. Она забрала ребенка из школы и стала учить его дома. Будущий великий изобретатель провел в школе всего три месяца.
Требуя от детей «высоких достижений», следует учесть возможности ребенка, его темперамент, индивидуальную скорость усвоения материала. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Источник: http://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/587-sindrom-otlichnika-kak-izbavitsya-ot-perfektsionizma