В жизни немало случаев, которые подтверждают важность общения в воспитании детей. Всем известна история героя сказки Р. Киплинга по имени Маугли. Воспитанный волками, мальчик защищал своих друзей – животных, но при этом его непреодолимо влекло к людям. Может ли такое случиться в реальности?
Неоднократно в прессе появлялись репортажи о том, как по вине родителей или по нелепой случайности малыши терялись и попадали на попечение к диким животным. Когда же люди находили их, то в ребятах не было почти ничего человеческого: все их движения, повадки становились такими же, как у животных, среди которых они выросли. И дальнейшая жизнь среди людей не возвратила им умения общаться с себе подобными, многие так и не смогли научиться разговаривать.
Есть и другие примеры: дети, которым врачи поставили диагноз задержки психического развития, наверстывали ровесников, благодаря общению с взрослыми: родителями, логопедом, психологом. Это подтверждает важность общения в воспитании детей, которые нуждаются в повышенном внимании и особом подходе.
Как общаться с младенцем?
Еще до рождения малыша мама уже посылает ему сигналы на эмоциональном плане, и ребеночек «знает», расстроена она или радуется, переживает или находится в покое.
В школах для будущих родителей наставники часто подчеркивают желательность такого «внутриутробного общения», при котором папа, приближаясь губами к животу мамы, говорит ребенку ласковые, нежные слова. Это не просто красивый ритуал, помогающий молодым родителям лучше прочувствовать свои роли и сплотиться перед важным событием: это установление контакта с еще не рожденным сыном или дочкой, первый сигнал о любви и готовности принять.
Младенцы вскоре после появления на свет тоже начинают активно искать общения с мамой и папой: они «гулят», издают массу разнообразных, на первый взгляд, совершенно бессмысленных звуков, улыбаются, лепечут, поддерживают зрительный контакт, плачут, выражая обиду или неудовольствие, и т.д.
В это время важно не отмахиваться от ребенка и не пытаться уйти от общения с ним с формулировкой «все равно я не понимаю, что ему надо». Напротив, всем видом показывайте малышу, что вы стараетесь понять его. Если его внимание привлекла игрушка, он тянется к ней, что-то лопоча, скажите: «Тебе понравилась куколка? Красивая! Давай я тебе ее подам».
Что происходит в этот момент? Ребеночек видит, что его поняли, похвалили, помогли ему. Иными словами, дали то, для чего и служит общение: понимание, одобрение, поддержку.
А как быть в случаях, когда малыш требует того, что ему нельзя позволить из соображений безопасности? Психологи не рекомендуют часто говорить ребенку слово «нет», поскольку это ограничитель и при частом употреблении может способствовать появлению у крохи комплексов. Лучше просто переключать внимание малыша на другие, более безопасные, предметы и виды деятельности.
Принципы общения с дошкольниками и школьниками?
Когда мы говорим о важности общения в воспитании детей старшего возраста, то имеем в виду какие-то действия взрослых по отношению к ребенку. Может показаться, что это специальные процедуры взаимодействия, методики…
На самом деле, все гораздо проще. В одном из классов обычной средней школы учитель провел опрос учеников, задав им несколько вопросов. В эксперименте принимали участие 26 детей из второго класса.
Когда учитель спросил, какими ласковыми словами называют их домашние, 16 ребят признались, что их родители обнимают их и постоянно говорят, что любят, называют ласково по имени и т.д. Остальные сказали, что их мамы и папы против «телячьих нежностей», поэтому не говорят им ласковых слов
Менее половины детей ответили, что родители готовы отложить свои дела и побыть с ними в выходные
Оказалось, что у 20% детей выходные проходят с обоими родителями, у 25% — с мамой, 55% опрошенных признались, что их мамы и папы слишком заняты, чтобы вместе с ними играть, ходить в кино или гулять
Педагоги советую, что важнейшими принципами общения с детьми должны стать:
Признание значимости детей и приоритет общения с ними перед всеми другими делами. Речь не идет о большом количестве времени, но не менее 1 часа в будни и 2-3 часа в выходной день должны принадлежать ребенку безраздельно
Принцип доступности: что бы ни случилось с ребенком (приснился плохой сон или влюбился в девочку), он должен знать, что взрослый сможет его выслушать и понять, даже если он в командировке на другом конце земли
Вы должны быть авторитетом в глазах детей. Психологи попросили родителей ответить на вопрос: «Если вы не правы, просите ли вы прощения у ребенка?» Лишь некоторые мамы признались, что делают это, папы же затруднились ответить или отвечали отрицательно. И как же они научат ребенка признавать свою неправоту, если сами не делают этого?
Существует закономерность, иллюстрирующая важность общения в воспитании детей. Согласно ей, чем больше времени вы уделите ребенку в детстве и юности, тем менее одинокая старость вас ждет. Если вы не унижали его, не грубили, то он воздаст вам сполна уважением и душевной щедростью. Если вы научите ребенка слушать и слышать других, то он, став взрослым, сможет выслушать и понять вас. Даже находясь в командировке на другом конце земли.
Источник: http://sonyaclub.ru/vazhnost-obshheniya-v-vospitanii-detej/