Большинство из нас на вопрос, была ли у него в детстве самая любимая игрушка, мечтательно улыбнется и вспомнит плюшевого медведя, подаренную на день рождения куклу, потрепанного зайца, шитого-перешитого барашка. Кто-то даже признается в том, что игрушка до сих пор с ним и перешла по наследству детям. Но чаще мы с нотой грусти подумаем про игрушечный рай, в который когда-то отправились любимцы нашего детства. Первая симпатия к определенной игрушке может возникнуть, когда ребенок начинает осознавать, что он уже не одно целое с матерью: есть «он», а есть «другие». Беспокойство, связанное с отделением от мамы, может спровоцировать новую привязанность – к предмету, с помощью которого ребенок познает мир. Игрушка становится своеобразным заменителем неразрывной связи с мамой, знакомым предметом, который не пойдет на работу, не попросит поиграть самостоятельно, а безропотно будет присутствовать рядом каждую минуту. Случается, что малыш выбирает себе такую игрушку-утешителя еще в 9-12 месяцев, и она остается для него важным спутником на долгие годы. А бывает, любимцем становится персонаж понравившегося мультфильма, с которым ребенок отождествляет себя, всюду носит в кармане и пытается соответствовать образу храброго героя. Чаще всего любимая игрушка сделана из приятного на ощупь материала, ее легко обнять. Но также это вполне может быть не игрушка в традиционном смысле слова, а мягкое одеяло или даже варежка, которые ребенок берет с собой в постель. Все индивидуально: любимцами могут стать и медвежонок, и мяч, и пластмассовый автомобильчик. Чем может помочь малышу любимая игрушка. Игрушка является символом дома, дарит ребенку ощущение безопасности и ассоциируется с родителями, спокойствием, семейным теплом. Она помогает справиться с болезненными переживаниями и стрессовыми ситуациями: далекое путешествие, адаптация к детскому саду, переезд. Игрушку можно взять с собой на прием к врачу для придания себе храбрости. Она может помочь спокойнее засыпать в своей кровати или справиться с чувством тоски по родителям, если малышу приходится провести какое-то время вдали от дома. Малыш контролирует степень привязанности к игрушке сам: сколько времени проводить с ней рядом, во что играть, брать с собой всюду или оставлять дома. Таким образом, он в игре репетирует проявление важных эмоций, которые в будущем перенесет на общение с людьми: заботу и бережное отношение. Любимец становится постоянным участником ролевых игр, и с его помощью можно проиграть волнующие многих детей сценарии: как познакомиться с другим ребенком, как разрешить конфликт на детской площадке, как не волноваться и выступить на утреннике и т.д. Чего не делать родителям: - не лишать любимой игрушки в качестве наказания за плохое поведение; Что родителям стоит делать: - помочь найти постоянное место для любимой игрушки, чтобы ребенок всегда знал, где он может ее найти; Есть ли повод для беспокойства? Если ребенку не будет доставать теплых родительских эмоций, он может начать добирать их с помощью игрушечного друга. Тогда вполне вероятна чрезмерная привязанность, которая может испугать родителей, особенно, когда в семейном кругу и присутствии мамы и папы ребенок все равно предпочитает общение с игрушкой. Такое поведение – повод задуматься о причинах психологического дискомфорта, который испытывает малыш. Если же в семье есть контакт, эмпатия и прочная душевная связь родителей с детьми, то игра останется игрой. И по мере того как ребенок будет расти и научится управлять эмоциями, ему станет легче воспринимать любимца не как главного утешителя, а просто как игрушку, которая всегда будет важной частью его детства, даже когда само детство останется далеко позади. Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/282335/ | |