Там, где собирается много детей и взрослых, всегда кипят страсти, поэтому конфликты на детской площадке неизбежны. Как они возникают? Как лучше вести себя, чтобы избежать неприятной ситуации? Как без потерь выйти из конфликта? Как научить ребенка решать спорные ситуации, не доводя их до открытого противостояния? Чью сторону занять, если не прав собственный ребенок? Все эти вопросы волнуют тех, кто много времени проводит на прогулке с детьми.
Почему возникают конфликты?
Дети младшего дошкольного возраста не умеют анализировать мотивы своих и чужих поступков и часто идут только на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.
Например, в песочнице играют несколько малышей. Замечено, что почти у всех возникает интерес к чужим игрушкам, поэтому то и дело раздаются крики и дружный рев, ведь забирая чужую игрушку, ребенок не хочет расставаться со своей.
Другая ситуация. Устав от долгой прогулки, ребенок может стать очень «вредным», капризным. В таком состоянии он начинает задирать других ребят, провоцировать их. И вот новый конфликт на детской площадке.
Еще пример. Дети шумят, бегают, придумывают все новые и новые игры, а рядом на лавочке сидят вездесущие бабушки и время от времени высказывают критические замечания провокационного характера в адрес детей и их родителей. Чем не повод для конфликта?
Иными словами, причинами ссоры чаще всего становятся необдуманные действия одной стороны и агрессивная реакция на них другой.
Примеры конфликтов и способы их разрешения
· «Нарожали, а не воспитывают!» Это резкое замечание могут услышать в свой адрес молодые мамочки, разрешающие ребенку исследовать мир в лучших педагогических традициях нашего времени: дитя может делать «замеры» луж, валяться на песке, «печь куличики» из грязи и т.д. Вряд ли ветеран войны 1812 года тетя Маша сможет понять, как это важно для ребенка, поэтому с радостью отметит, что «мать вы никакая».
Стоит ли просвещать «заботливую женщину» и пересказывать ей труды М.Монтессори, Б. Спока и других? Думаю, бесполезно. Тогда и спорить с ней не надо. Сделайте вид, что не заметили ее недовольства, – так сможете избежать конфликта. Хотя, если честно, всегда есть сильное желание дать отпор!
· «Ну, ты грязнуля! Видно, мама долго не стирала!» Согласитесь, не очень-то приятно выслушивать такие замечания в адрес ребенка, только что пустившего по ручью несколько новых корабликов, от чужого человека. Первый порыв – осадить критика, но в этом случае конфликт неизбежен, и он явно не для детских ушей. Поэтому лучшим выходом из ситуации могут стать слова, сказанные веселым голосом: «Да, мы здорово погуляли! Ни в чем себе не отказывали! Ну, ничего, сейчас дома приведем себя в порядок».
· «Это моя игрушка!» Самая распространенная картина в песочнице: борьба за игрушки. Дети до 3 лет не понимают, что такое свое-чужое, поэтому хотят все и сразу. Взрослые в таких ситуациях быстро теряют терпение и либо отбирают у ребенка игрушку со словами «это не твое – брать нельзя», либо начинают взывать к совести: «Тебе что, для мальчика игрушку жалко? Ты жадина! С тобой никто дружить не будет!» и т.д.
Это неправильно, потому что ваш гнев, каким бы праведным он ни был, не исправит проблему: скорее всего, дети расценят любое ваше волевое решение как несправедливость. Поэтому не стоит действовать резко. Постарайтесь найти компромисс: предложить на время поменяться игрушками, объединить детей в игре (например, «А давай твоим совочком наполнять машинку Миши, а он будет отвозить песок «на стройку»).
· «Я первым занял качели!» Конечно, всем знакома ситуация: стоит кому-то сесть на качели, как появляются еще желающие. Здесь главное, во-первых, подготовить своего малыша к мысли, что через некоторое время качели нужно будет уступить, во-вторых, организовать детскую очередь по договоренности со всеми ребятами о «правилах игры»: каждый качается 5 минут. Время можно засекать по часам или сотовому телефону.
· «А ты кто такой?!» Детям свойственно время от времени выяснять отношения и ссориться. Впрочем, это не мешает им через несколько минут снова дружно играть. А вот взрослые, сами того не замечая, быстро втягиваются в конфликтную ситуацию и продолжают выяснять, «чей ребенок круче».
Для разрешения конфликта между детьми важно сохранять «нейтралитет»: не принимать чью-то сторону. И по возможности не вмешивайтесь, если спор не принимает угрожающей тональности. При обострении ситуации твердо, но спокойно привлеките внимание детей к себе, называя их по имени: «Сережа, Игорь, посмотрите на меня». Далее вернитесь в прошлое, когда дети мирно играли: «Вы такие молодцы, такой дом из песка построили». Возвратите детей в реальность: «А сейчас вы во что хотите поиграть? Расскажите». Скорее всего, на этом конфликт будет исчерпан.
Источник: http://sonyaclub.ru/konflikty-na-detskoj-ploshhadke/