Будучи совершенно определенным явлением, смерть самое таинственное, что есть в жизни. Нам самим тут не удается избавиться от чувства неуверенности и страха. Как же говорить о смерти с ребенком?
Дети проходят через ряд стадий понимания смерти. Например, дошкольники воспринимают смерть как обратимое, временное и безличное явление. В возрасте между 5 и 9 годами они начинают осознавать, что все живущие умирают. Но еще не воспринимают смерть как личную. И даже затаивают надежду, что как-нибудь смогут избежать ее, благодаря собственной изобретательности. С 10 лет до подросткового возраста дети начинают отчетливее понимать, что смерть необратима, что все живущие умирают и что они тоже когда-то умрут. Подростки часто в это время заняты поиском смысла жизни. А некоторые из них реагируют на страх смерти тем, что рискуют жизнью. Они стараются преодолеть страхи, утверждая некий «контроль» над смертью.
Но, разумеется, путь, каким каждый ребенок приобретает жизненный опыт, в своем роде уникален. Некоторые дети задают вопросы о смерти уже в 3 года. Других и в десять не встревожит смерть бабушки, но при этом они могут сильно отреагировать на гибель домашнего животного. Третьи никогда не упоминают о смерти, а выражают свои чувства через игру в детально разработанную церемонию похорон.
Особые взаимоотношения с проблемой смерти у детей, страдающих от угрожающих жизни болезней. Несмотря на то, что и родители, и медики, как правило, скрывают от ребенка серьезность его заболевания, многие дети об этом догадываются, и замалчивание только усиливает их тревогу.
Разговор на тему смерти с дошкольниками и младшими школьниками может быть очень непростым. Ведь объяснения должны быть краткими и ясными. Длинные лекции и запутанные ответы, вероятнее всего, их смутят или утомят. Пожалуй, разумнее всего в этом случае объяснить смерть как отсутствие обычных проявлений жизни. «Когда люди умирают, они не дышат, не едят, не говорят, не думают. Когда собаки умирают, они больше не лают, не бегают. Мертвые цветы больше не растут и не цветут».
Необходимо время, для того чтобы ребенок смог понять расхождение между самой смертью и эмоциональными переживаниями, с нею связанными. Даже зная, что дедушка Коля умер, ребенок все-таки может спросить, почему тетя Марина плачет. Ответьте спокойно: «Ей тяжело. Она скучает по дедушке».
Бывают моменты, когда нам трудно вникнуть в то, о чем дети нас спрашивают. Так, вопрос: «Когда ты умрешь?» — важно воспринять не как проявление равнодушия сына или дочери, а как следствие того, что малыш пока еще не понимает, что смерть — это конец. Например, ребенок может ошибочно предполагать, что смерть означает некое насильственное отделение его от родителей. Возможность остаться без их заботы пугает его. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, уточните истинную причину беспокойства ребенка. Это можно сделать, задавая ему встречные вопросы типа: «Ты беспокоишься, что я не смогу быть здесь, чтобы позаботиться о тебе?» Если видите, что попали в точку, успокаивающим и подходящим ответом может быть, например, такой: «Я не собираюсь умирать. Я буду заботиться о тебе так долго, как ты будешь нуждаться во мне».
Слыша такие высказывания взрослых о смерти, как о «вечном сне», «вечном покое», дети зачастую смешивают смерть и сон. В результате такой подмены ребенок может начать бояться ложиться спать. Избегайте слов типа «сон», «покой», «уход», когда говорите с ребенком о смерти.
Однако, говоря детям, что причиной смерти была болезнь, можно тоже испугать их. Дошкольники не представляют разницы между временной и фатальной болезнью, и в этом случае даже легкое недомогание может стать причиной излишних беспокойств. Когда вы рассказываете ребенку о ком-то, кто умер в результате болезни, важно объяснить, что это была очень серьезная болезнь.
Другое обобщение, которое мы обычно делаем неосторожно, это соотнесение смерти со старостью. Утверждения типа: «Она умерла, потому что была стара», — могут привести к недоверию, если ребенок случайно узнает, что молодые люди тоже умирают. Лучше сказать примерно так: «Она жила долго до того, как умерла».
Маленькие дети часто думают, что каким-то образом именно они стали причиной смерти близкого человека. Некоторые дети могут воспринимать смерть даже как наказание себе: «Мама умерла и оставила меня, потому что я был плохой». Помогайте им преодолеть чувство вины, уверьте их, что их всегда любили и любят до сих пор.
Особый вопрос — стоит ли ребенку навещать умирающего. Это зависит от ситуации. Но, как правило, навещать того, кто играет в его жизни важную роль, полезно. Конечно, при условии, что оба, и ребенок, и умирающий, хотят этого. Такие встречи помогут уменьшить таинственность смерти.
Присутствовать ли детям на похоронах? Тут определенного ответа нет. Если ребенок достаточно взрослый, чтобы понять происходящее, и хочет присутствовать, его участие вполне возможно. Вам же надо подготовить его к тому, что он услышит до, во время и после церемонии. Ребенку также необходимо знать, что в таких печальных случаях люди могут выражать свои скорбные чувства и некоторые будут плакать. Хорошо, когда ребенка сопровождает некто, кто сможет серьезно обсудить происходящее и дать ответы на его вопросы.
Источник: http://tvoypsiholog.ru/publ/kak_govorit_s_rebenkom_o_smerti/17-1-0-668