Писатель-фантаст и гениальный изобретатель Генрих Альтшуллер доказал, что изобретательству можно научить.
Моя дочь учится в обычной школе, хорошей, нормальной. Она шла в первый класс, уверенная в том, что всем понравится, как она рисует балерину (это когда ноги торчат из самых противоположных краев овальной пачки). Она была уверена, что там они будут придумывать и фантазировать.
Но сначала ей сказали, что цветочек она нарисовала не так. Надо вот так.
Потом ей объяснили, что не возьмут на конкурс стихов, потому что стихи они с подружкой выбрали «слишком сложные» — Пушкина да Пастернака, надо бы, как у Вани – про жука. Пару раз мы с ней вместе не могли разобраться в заданиях. Что нужно? Каким должен быть ответ? Ведь тут два возможных варианта. А, если пофантазировать, то и все три-четыре. Писали три варианта, получали «3» или «4», потому что ответ должен быть ТОЛЬКО ОДИН.
В задаче про пчел и стрекоз был вопрос «сколько всего жуков», дочь ответила «ноль», ведь пчел и стрекоз она не считает жуками. Ответ, тот который может быть только ОДИН, конечно, оказался неправильным.
К концу начальной школы ребенок начал серьезно бояться «решить неправильно» или «сделать не как у всех». Нарисовать что-то оригинальное? Ой, не надо, за это «пять» не поставят.
Мне хотелось ломать систему и доказывать, что ответов и решений всегда много! И зачем же детей всех учить мыслить «только один правильным способом»??? Мир ведь огромный, и интересно живут в нем те, кто нестандартно мыслит!
Нашим детям не хватает нестандартности!!! Как жалко весь их огонь и детский запал, который в школе наряжают в «школьную форму». В первом классе они готовы изобретать космические корабли, выращивать синюю черешню, они видят в обычном чемодане прекрасный письменный стол, они собирают из табуретки из Икеи робота-трансформера. Но мы, с нашим «надо», приводим их к ЕДИНСТВЕННОМУ ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ.
Вчера подруга моя и коллега Аня, дочь которой учится дома, сунула мне тетрадку «Я изобретатель». Тетрадку выпустило наше издательство Clever совместно со школой развития «Маяк». Таких тетрадок две – есть еще «Я математик», но меня поразила именно «изобретательская».
На обложке написано «60 творческих заданий, чтобы научиться нестандартно мыслить».
Именно нестандартное мышление позволяет изобретать, находить решения в любой ситуации. В этой книжке собрались задания, которые мы с дочерью с удовольствием решали, мы рисовали животное, составленное из двух, пытались принести воду в решете, удивлялись, почему ручка у горячего чайника холодная, составляли предложения, где все слова начинаются на одну букву, вспоминали, почему ночью не всегда темно, и, кстати, мы смастерили симпатичный журнальный столик из старого чемодана!
Книжка поделена на 4 Лаборатории – «Лабораторию размышлений», где ребенка учат мыслить не по шаблону, «Лабораторию фантазий», где можно пошевелить мозгами, порисовать и посмеяться, «Лабораторию изобретений», где нужно изобрести что-нибудь удивительное, и «Лабораторию решений», где из сложной ситуации нужно найти неожиданный выход, прочитав примеры из истории. Писатель-фантаст и гениальный изобретатель Генрих Альтшуллер доказал, что изобретать можно не только интуитивно, но и используя определенные шаги, то есть изобретательству можно научить. Можно развивать смекалку и нестандартное мышление, как и музыкальный слух.
Главное, научиться 5 вещам:
1. Перестать мыслить по инерции. Мы все мыслим по инерции. Птицы летают? Даааа, — кричим мы уверенно. И только некоторые скажут, что курицы не летают, и попугаи, которые сидят в клетке, не могут взлететь, и нарисованный воробей не летает. Так что нет, не все.
2. Тренировать воображение. Фантазировать по полной! Придумывать необычные вещи, играть в слова, составляя предложения из неподходящих слов, играть в ассоциации.
3. Видеть удивительное в привычном. Мышление изобретателя отличается от обычного мышления тем, что изобретатель видит в предмете новые возможности. Закалывать прическу карандашом, превратить коробочку от киндер-сюрприза в солонку.
4. Перестать искать «правильный» ответ. Находить самые разные решения. Мальчик-с-пальчик – гений, потому что придумал, как с помощью камешков выйти из леса. А как еще можно было поступить (навигатор не считается)?
5. Не боятся ошибок. Самое главное! То, что так нужно детям! Дети в школе дрожат перед двойками, их пугают плохие отметки, недовольство учителей и возможность не сдать экзамен. В итоге все любопытство прячется, остается только страх ошибиться. А как же не ошибаться? Ведь ошибки во время обучения – это самые главные и важные уроки. Хорошо бы приучить наших детей к тому, что ошибки – это приключения.
Я не ругаю школьную систему. Боже упаси! Система есть система. Не хуже других, не лучше. Да, можно часами обсуждать, какие финны молодцы, какие в Финляндии правильные школы, и какой у нас кругом тлен и какая несправедливость. Бесполезно ругаться, надо попробовать жить с тем, что имеем. Наших детей учат по определенной системе. И в этой самой системе нужно помочь детям остаться мечтателями, продолжать фантазировать, нестандартно мыслить, изобретать велосипед каждую минуту, искать решения, шевелить мозгами и верить в то, что изобретателями не рождаются, изобретателями становятся.