Помощь ребенку в преодолении боязни незнакомых людей можно разделить на две взаимосвязанные части. Во-первых, надо помочь ему избавиться от мыслей, которые вызывают тревогу и страх. И во-вторых, создать условия для того, чтобы у ребенка появились навыки безопасного взаимодействия с незнакомыми людьми в разных жизненных ситуациях. Первая часть этой работы должна начаться, как это ни странно, не с ребенка, а с самих родителей. Нужно внимательно пересмотреть свою воспитательную позицию в отношении общения ребенка с незнакомыми людьми и определить в ней те места, которые могут оказывать «пугающий эффект», угрозы, пересказывание страшных случаев и т. д. Ваши предостережения, «очищенные» таким образом, превратятся в набор правил, которые нейтральны по смыслу и четко описывают сферы «можно» и «нельзя», например:
Обсудите с ребенком какие-нибудь случаи, когда у него проявлялся страх перед незнакомым человеком. Спросите его, что он чувствовал в той ситуации, какие мысли были у него в тот момент в голове. Помогите ему сформулировать свои мысли, например: «Мнепоказалось, что этот человек маньяк», «Я подумал, что тетенька-продавщица будет на меня ругаться» и т. д. Обратите внимание на формулировки, выделенные курсивом: «показалось», «подумал», — они помогут сделать объект страхов менее реальным. Сформулировав тревожащие мысли, можно начинать изменять их. Предложим для этого парочку приемов. Можно использовать прием «Карикатуры». Нарисуйте вместе с ребенком пугающие его мысли в смешной форме. Потом посмотрите на рисунок еще раз и добавьте парочку дополнительных смешных элементов. Потом еще парочку, еще парочку. Задача — довести рисунок до абсурда и вместе посмеяться над ним. А можно попытаться и договориться с ним, если ваш ребенок приемлет те или иные варианты ролевого разыгрывания ситуаций: комиксы, кукольный театр, театр теней и др. Другой способ — это графическая трансформация мысли. Сначала ее можно записать на бумаге так, как получится. Затем — «округлить» буквы. Затем, наоборот, «заострить» их или скособочить влево и т. д. Затем можно написать фразу печатными буквами и разукрасить ее каким-нибудь нелепым узором: горошками, цветочками, птичками, косичками. Задача та же — сделать надпись смешной. Важно помнить, что младший школьник — это уже вполне серьезный человек, способный нести ответственность за собственные изменения. Если с дошкольником все мероприятия, направленные на преодоление страхов, можно проводить в форме игры, не акцентируя его внимание на том, ради чего все это затеяно, то ребенок 7—11 лет не только может, но и должен знать о целях тех или иных действий родителей. Перед тем как обсуждать с ребенком список правил безопасного поведения или тревожащие его мысли, нужно четко сказать ему, зачем это нужно. Расскажите ему о том, что вы обеспокоены его страхом, что вы переживаете за него и хотите ему помочь, что вы будете с ним на протяжении его пути по преодолению страха. Помогите ему замечать свои успехи, отмечая каждый успешный шаг каким-нибудь наглядным способом. Идеальный вариант — завести своеобразный «Дневник успехов» — тетрадочку или просто листок бумаги, куда можно было бы наклеивать (или рисовать) значки, отмечающие каждый сделанный шаг. Например, один значок можно наклеить за обсуждение тревог, второй — за «Карикатуру». Для того чтобы помочь ребенку в формировании у него необходимых социальных навыков, нужно действовать по уже хорошо известному нам принципу «от простого к сложному», предлагая ребенку все более и более усложняющиеся задания, в которых ему пришлось бы контактировать с незнакомцами. Например, первым шагом может быть разыгрывание будущего разговора с незнакомцем с помощью кукол или просто в общении с родителями, заранее оговорив, кто какую роль играет. Пусть вы, например, на время станете «незнакомой бабушкой», которая спрашивает вашего ребенка о том, сколько сейчас времени. А потом вы сможете «превратиться» в «чужую тетеньку», а о времени вас будет спрашивать уже ребенок (и не забывайте отмечать все это в «Дневнике успехов»!). Затем можно провести несколько экспериментов на улице, в вашем присутствии: вы держите ребенка за руку, вместе подходите к незнакомому человеку, а вопрос о времени или дороге задает ребенок. Со временем вы сможете наблюдать за этими действиями ребенка с определенного расстояния. Может быть, в это время ему поможет то, что в руках у него будет какой-нибудь «талисман»: любимая игрушка, сумочка и т. д. Расширяйте спектр ситуаций взаимодействия с незнакомцами. После игры «в магазин» предложите ребенку самостоятельно совершить ту или иную покупку. При этом сначала будьте рядом, чтобы при необходимости помочь или поддержать его. Может быть, в кафе он сам захочет сказать официанту о том, что он будет есть или пить. Или ему будет интересно самому заплатить за проезд в автобусе, купить билет на электричку, узнать телефон зоопарка через телефонную справочную службу и т. д. Последним шагом должны стать задания, связанные с самыми тревожными для ребенка ситуациями. Например, для девочки из нашего первого примера этим заданием может стать «узнать, сколько сейчас времени», у прохожего-мужчины. А для Кати — героини второго примера — просьба позвать к телефону маму. Все достижения отмечайте в «Дневнике». Поддерживайте ребенка в его попытках измениться, помогайте ему, демонстрируйте цивилизованные способы общения с незнакомыми людьми на своем примере — и все обязательно получится! Итак, для того чтобы избавиться от страха перед незнакомыми людьми, нужно:
Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/kak-poborot-strah-neznakomih-lyudeie.html | |