В последнее время стала замечать за сыном изменения в характере, слишком много «не хочу», «почему я», и вообще, все наперекор. Иногда возникает чувство дежавю… кажется, что сыну снова 3 года, и у него кризис 3-х лет или как его еще называют «кризис самостоятельности». Но ведь взрослый уже! Так и хочется ему это повторять ежедневно, хотя самой еще и не верится, и думается, что ребенок еще совсем мал. И вот в один момент поняла – не справляюсь. Ни со своими эмоциями, ни с его. Нужно что-то делать. И начала искать информацию о кризисе, теперь уже 7-ми лет. Думаю, многим из вас пригодится. Кому сейчас, кому позже.
Возраст шести-семи лет в возрастной психологии называют переходным, критическим периодом, когда детство уже заканчивается, и начинается жизнь с самостоятельными решениями, ответом за принятые решения, за поступки. При переходе от дошкольного возраста к школьному ребенок резко меняется и становится более трудным в отношениях с родителями.
Итак, как проявляется данный кризис? Основные его особенности: упрямство, строптивость,негативизм, нелепость и нарочитость поступков, искусственность поведения, клоунада в поведении, паясничанье и вертлявость.
Как же родителям справиться с кризисом своего еще не школьника, но уже и не дошкольника.
В первую очередь, помните – кризис временный, представьте, что это простуда, нужно немного подождать, подобрать нужное «лекарство» и все пройдет. В такой период нужно быть внимательной к ребенку, но не привязывать его к себе, дать ему немного больше свободы.
Если кризис уже принял острую форму, то основная проблема здесь — непонимание между ребенком и родителями, несоответствие требований к ребенку и его возможностям. Отношение к ребенку пора изменить, не воспринимайте его маленьким, он уже достаточно взрослый. Прислушивайтесь к мнению, желаниям, постарайтесь его понять. Приказной тон и шлепки по попе ничего не дадут, нужно уговаривать, объяснять и убеждать в правильности такого решения.
Не кричать на ребенка и не выходить из себя что бы то не происходило.
Проводите время вместе: готовьтесь к школе, играйте в развивающие игры, гуляйте, отдыхайте. Ваше общение не должно ограничиваться только воспитанием. Поощряйте его общение с одногодками.
Научите ребенка управлять своими эмоциями – конечно же на собственном примере.
Психологическая подготовка к школе важна не меньше, чем умственная. Разговаривайте с ним о школе, рассказывайте, что его там ждет (больше о положительных моментах), но напоминайте, что там будет трудно, и нужно быть внимательным и стараться. И основной совет – побольше оптимизма! Все будет хорошо, ребенок растет, а кризис временный!