Взрослея, дети учатся как поступать в ситуациях, когда нарушаются их права.
Но пока дети маленькие, у них нет опыта в решении конфликтов. Они действуют инстинктивно, полагаясь на свои внутренние чувства, которые во многом зависят от типа темперамента и настроения ребенка в данный момент. Кто-то из детишек готов делиться игрушками, кто-то отбирает игрушки у ребенка, который играет рядом, а кто-то плачет, и бежит за помощью к маме. Родителям необходимо научить своих чад как, не ущемляя интересов другого ребенка, отстоять свою правоту.
Возрастные аспекты поведения детей, у которых отбирают игрушки
Возможно, вам приходилось становиться свидетелями или участниками неприятных сцен на детской площадке: кто-то кого-то ударил, толкнул, отобрал игрушку.
Чтобы разобраться почему так происходит, давайте немного углубимся в психологию.
Если рассматривать детей в возрасте одного года, двух и трех лет, то нужно сказать, что это дети с разным психоэмоциональным развитием. Это значит, что их восприятие мира и, соответственно, поведение отличаются.
Давайте немного подробнее остановимся на каждом из возрастов.
В год ребенок ориентируется только на свои интересы. Если он хочет взять игрушку, то берет ее, и не важно в чьих руках она находится. Отнял игрушку у другого и она твоя. Но в действиях такого ребенка нет агрессии, как и нет реального взаимодействия с другим ребенком. В годовалом возрасте ребенок воспринимает другого малыша как еще один предмет, а значит его можно оттолкнуть в сторону, если он стоит на пути. Ребенок еще не понимает, что у другого человека есть чувства и эмоции. Он еще не умеет сочувствовать и сопереживать. А значит бессмысленно запрещать ребенку отбирать игрушки. Запреты малышу попросту не понятны, он начнет их понимать ближе к двухлетнему возрасту. В такой ситуации родители должны договариваться между собой. Например, отобрал ваш малыш у другого ребенка игрушку, а вы возьмите и отдайте обиженному крохе вашу игрушку, тогда оба малыша будут довольны.
Если же игрушку отобрали у вашего чада и он не успокаивается, получив замену, попросите маму этого ребенка вернуть вашу игрушку обратно.
В двухлетнем возрасте ребенка уже можно учить взаимодействовать с другими детьми (запрещать биться, толкаться, отбирать игрушки). Можно начать запрещать и в более раннем возрасте, но реальная польза от запретов наступит только сейчас. Ребенок уже понимает слова и ему можно объяснить, как себя нужно вести.
В трехлетнем возрасте ребенок уже может усваивать поведенческие стратегии решения конфликтов. Необходимо показывать на своем примере как себя нужно вести, пояснять свои действия, хвалить ребенка, и поддерживать его, когда что-то не получается. Важно начинать формировать понятия «мое» и «чужое».
Как вести себя родителям ребенка, у которого отбирают игрушки?
У вашего крохи отобрали игрушку, он очень расстроен и пытается вернуть ее силой, или плачет и бежит жаловаться к маме. Давайте подумаем, почему некоторые малыши так реагируют, когда забирают их игрушки? А все потому, что во-первых, им жаль расставаться со своей игрушкой. Во-вторых, они еще не понимают, что игрушки берутся на время, и будут возвращены после игры. Им кажется, что игрушки забрали навсегда и они уже не смогут ими играть.
Как же поступить в такой ситуации?
Если дети дерутся, необходимо их сразу же разнять. И сказать им, что можно всегда спокойно договориться. Будьте на стороне своего малыша, поддерживайте его, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Спросите у него: «Ты не хочешь отдавать машинку? Ты хочешь сам ею играть?» Объясните своему крохе почему другой ребенок хочет взять его игрушку: «Мальчику понравилась твоя машинка и он хотел бы ею поиграть. Давай дадим ему твою игрушку ненадолго». Будьте доброжелательны к другому ребенку. Задайте ему вопрос: «Ты хотел бы поменяться игрушками?» Если он согласился на обмен, то постарайтесь заинтересовать своего карапуза поделиться игрушкой (не нужно заставлять): «Смотри какой у мальчика самолетик. Если хочешь им поиграть, давай попросим его у мальчика, а ты взамен отдашь ему свою машинку ненадолго». Нужно объяснить ребенку, что игрушка будет возвращена после игры: «Мальчик поиграет и вернет ее.» Если же ваш малыш отказывается меняться, то спросите у него можно ли будет поиграть его игрушкой, когда он сам наиграется. Обычно дети после такого предложения всегда готовы делиться.
В случае, если конфликт продолжается, можно попробовать переключить детей на какую-нибудь совместную игру или вовсе забрать своего ребенка, и занять его чем-то другим.
Если у вашего ребенка отбирают игрушки, помогите ему научиться правильно вести себя в этой ситуации. Участвуйте в переговорах между детьми как дипломат. Покажите ребенку на своем примере, как нужно вести себя в конфликтной ситуации, хвалите вашего карапуза за хорошее поведение, и поддерживайте его, когда что-то не получается. Будьте рядом, чтобы всегда иметь возможность вмешаться в конфликт и направить его в мирное русло. Со временем ваш кроха усвоит модель поведения и сможет самостоятельно договариваться с детьми.
Источник: http://rebenokigraet.ru/u-rebenka-otbirayut-igrushki/