С появлением ребенка жизнь семьи меняется коренным образом. Причем, меняется способ осуществления самых простых вещей, в том числе и похода по магазинам. Ранее счастливый и спокойный шоппинг становится хитрой многоходовой шахматной партией, в которой родителям очень хочется достичь сразу многих целей: ребенок счастлив, необходимые покупки сделаны, сумма, затраченная на них, не превышает запланированной, нервы у родителей спокойны и в полном порядке.
Но это идеал. Папы и мамы всячески стремятся к нему, но не всегда все получается. Для успешного похода за покупками необходимо решить несколько вопросов: 1) будет ли это поход на весь день всей семьей или вы просто зайдете с ребенком в магазин за хлебом по дороге из детского сада; 2) какую сумму вы хотите потратить на покупки; 3) составьте список, чего именно вы хотите купить Зачем такая детальность? А вот зачем. Наверняка, вы видели (слышали от подруг, по телевизору) не очень приятное зрелище: в магазине или даже на улице, у киоска со сладостями, малыш тянет маму или папу за рукав и громко хнычет: «Купи! Ну, купи-и-и!». Ребенок уже весь покраснел, заходится в плаче, родитель тоже красный (от смущения) и неуверенной рукой достает из кошелька деньги, предназначенные для покупки молока или хлеба, и покупает ребенку яркую конфетку или пакетик со сладостями (при этом на обертке этой вкусности в строчке «Состав» количество искусственных красителей и ароматизаторов будет явно зашкаливать). Хотите стать героем такой сцены? Нет? Тогда слушайте. Психологи утверждают, что дети (наряду с женщинами и больными людьми) сильнее всех поддаются внушению. Поэтому фирмы-производители очень часто ориентируют рекламу именно на них. И так как у женщин рациональный взгляд на товар развит лучше, чем у ребенка, то дети «клюют» на яркую картинку и сам образ лакомства или игрушки. Кроме того, по мнению директора маркетингового агентства Kids Marketing Consulting Натальи Березовской, на полке супермаркета ребенок подсознательно выбирает не только продукт, но и будущего друга — в определенном возрасте дружба носит для ребенка ситуативный характер, поэтому ожидания переносятся на Рыжего Апа, динозаврика Дино, кролика Квики и прочих существ. И хотя дети до трех лет принимают минимальное участие в выборе покупки, после именно ребенок определяет выбор родителей при покупке детских товаров и продуктов питания. Поэтому решите, сможете ли вы спрашивать с маленьким хочухой, который проснется в ребенке. Если не уверены, что малыш даст вам заниматься покупками – найдите, с кем его можно оставить. Даже если нет бабушек, тетушек, знакомых и друзей с детьми, такая возможность есть: многие частные детские сады предоставляют возможность оставлять ребенка в них на время, однако, это не всем по карману. Более доступны детские игровые комнаты при крупных супермаркетах – помимо ярких пластмассовых горок-лесенок там есть и воспитатели, которые развлекут вашего малыша. Если же вы не хотите оставлять ребенка где-либо, то будьте готовы к тому, что шоппинг очень долгим не получится – детям тяжело долго ходить, они быстро устают. И даже если малыш сидит в специальном отделении продуктовой тележки, ему могут надоесть однообразные ряды полок и он может начать капризничать. Поэтому тщательно рассчитайте свой маршрут по торговому залу. Кстати, расположение стеллажей надо знать еще и для того, чтобы ловить малыша, если он вдруг захочет поиграть в прятки или кошки-мышки. Хотя во избежание такого «бега с препятствиями» надо бы объяснить малышу, что магазин – не место для игр. По крайней мере, подвижных. И вот случилось страшное. Вдруг около полки с чипсами (яркими йогуртами, газировкой, конфетами – нужное подчеркнуть) малыш останавливается, как вкопанный, взгляд слегка затуманивается и с губ срывается то, чего вы боялись услышать: «Мам, купи…». Но не бойтесь, ваша партия не проиграна. Если у вас с ребенком установлены дружеские отношения, а не регламентируются шлепково-ременной тягой, то постарайтесь терпеливо, весело и по-дружески объяснить, почему не можете купить эту вещь (если действительно вы не хотите ее купить), расскажите почему то, что вы купили лучше, важнее и нужнее того, что просит малыш. Если же ребенок начинает капризничать, то главное – спокойствие (кстати, при этом покупать требуемое конкретно в этот раз – нельзя, ибо нарушается педагогический эффект). Кстати, некоторые родители достигают потрясающего эффекта с помощью игр. Они хороши тем, что в них родителям не приходится лгать ребенку, а просто показывать привычные вещи с новой стороны. Попробуйте таки развлечения: 1) «Большегрузный пароход». Скажите малышу, что вы с ним – пароходы. И чтобы не утонуть, вы можете взять на борт только определенное количество товара. Все остальное зависит от вашей фантазии и убедительности актерской игры. 2) «Продуктовый алфавит». Предложите малышу собрать слово из «продуктовой азбуки» — названий товаров. Конечно, вам придется перепроверить список товаров. 3) «Магазин». Поиграйте с малышом дома. Пусть он будет то продавцом, то покупателем, то мамой. Сделайте ему игрушечные деньги и «товары» (следите, чтобы упаковки от химических веществ не стали игрушкой – ребенок может отравиться) – кстати, в игрушечных магазинах иногда встречаются специальные игровые наборы для «Магазина». На примере этой игры ребенок сможет понять, почему ему не покупают ту или иную вещь (например, нехватка игровых денег). Хорошо ее будет связать с игрой в «доктора», тогда малыш поймет, что «не все йогурты одинаково полезны» и от сладостей может заболеть животик. Совсем другое дело, если у ребенка уже есть свои карманные деньги. Вообще, родитель должен понять, что его ребенок созрел до самостоятельных финансовых решений, пусть и мелкого масштаба. Культура денег, культура их трат – вот что должно быть у малыша. Даже если в первое время он «на радостях» спустит все в первом же ларьке со сладостями, не давайте ему денег раньше положенного срока – ребенок должен учиться планировать свои расходы. Покажите ему, как делаете это вы. И может, через некоторое время уже он начнет контролировать в магазине ваши траты и водить вас в магазин за ручку: «Мама, зачем тебе эта помада? У тебя уже есть три».
Источник: http://tvoypsiholog.ru/publ/mama_kupi_i_i/17-1-0-883