Когда ребенок говорит фразу «Мама, ты — плохая!», зачастую родитель не знает, как реагировать. Недоумение, обида, боль, злость, агрессия – эту палитру чувств испытывает мама за долю минуты. «Почему малыш так сказал? Неужели, я действительно плохая мать? Что делать?» — такие мысли сразу же проносятся в голове.
Некоторые родители после такого выпада в свою сторону начинают вести себя по-детски . Они могут начать кричать, плакать, и даже наказывать ребенка: «Не смей так говорить!», «Не оскорбляй мать!», «Если я плохая, то и ты такой!». В результате ребенок впадает в еще большую истерику – он может разрыдаться, пустить в ход кулаки, раскидать игрушки.
«Мама, ты плохая!»
Ребенок не говорит эту душераздирающую фразу в мирной обстановке. Обычно это происходит в конфликтной ситуации: так он реагирует на внешний раздражающий фактор. Например, мама запрещает смотреть мультики или заставляет убрать игрушки. Ребенка охватывают эмоции и чувства, которые он еще не до конца осознает и понимает, и не умеет выражать иначе. Именно фразой «Мама, ты плохая!», малыш показывает ей, что он недоволен, зол, обижен.
Почему эта фраза?
Такую модель ребенок усваивает еще в младенчестве. Вспомните, как вы говорите, когда малыш, например, споткнулся об камень и упал? Правильно: камень плохой, ай-ай-яй. Или, например, мы говорим: «Не будь плохой девочкой, не забирай игрушки на детской площадке». Эта фраза в разных ситуациях используется родителями. Таким образом модель реагирования усваивается ребенком.
Как реагировать родителю?
Важно понимать, что в возрасте 2-4 х лет ребенок еще не до конца понимает, что именно он говорит, и относиться серьезно к фразе «Мама, ты плохая» не стоит. Говоря так, ребенок не начинает любить вас меньше! Просто это его первая реакция на ситуацию и выплеск эмоций. Итак, какие у вас варианты, как правильно реагировать на такую фразу?
- Спокойно поинтересуйтесь, без истерики и надрыва, почему именно вы плохая. Вероятней всего, малыш назовет причину, и вы сможете приступить к проговариванию чувств.
- Проговорите чувства. Скажите примерно следующее: «Ты обиделся и разозлился, потому что я выключила мультики? Но ведь надо идти в магазин, ты же хочешь, чтобы на ужин было твое любимое пюре?». Дайте в этой ситуации понять, что вы все равно любите малыша, и его обидные слова не отражают истинное отношение к вам.
- Не вступайте в объяснение внешней конфликтной ситуации. Например, почему вы выключили мультики. Вы – родитель, и вам решать, сколько мультиков смотреть. Апеллируйте к чувствам малыша, а не к аргументам и доводам. Потому что ребенок найдет еще десяток ответов, и вы просто утонете в разборках этой ситуации.
- Проявите эмпатию. Детям важно быть услышанными. Они ценят то, что их эмоции берутся во внимание, и никто не отмахивается. Например, говорите: «Я тебя понимаю. Так хочется посмотреть мультики, представляю, как тебе обидно».
Спокойно и тихо ответьте: «Я поняла», — и продолжайте заниматься тем, что делали. Если малыш пытался нащупать границы дозволенного, и просто проверял вас на прочность, то такая реакция его не удовлетворит. Он то ждал бурных эмоций, а тут тишина. Скорей всего, ему больше не захочется так делать.