С детства всех нас учили бороться с трудностями. Мотивировали тем, что только сильный, волевой человек, непреодолимо стремящийся к своей цели, имеет право быть. Только перебарывая свои страхи, лень, отсутствие желания, возможно даже боль, мы становимся сильными, эмоционально устойчивыми, опытными, легко приспосабливаемся к внешним условиям. Проще говоря, считается, что преодоление препятствий – самый верный способ стать успешным.
Давайте поразмыслим, а насколько это действительно важно для ребенка? Какие моральные качества помогает формировать? Какими должны быть условия преодоления?
На прием к психологу часто приходят родители с детьми, у которых внезапно пропало всякое желание учиться (посещать спортивные секции, музыкальную школу и проч.). В процессе общения выясняется, что ребенок просто невероятно перегружен морально (а иногда – физически) и просто не способен справиться со всем этим. Но родители считают, что выстоять нужно любой ценой. Ведь это очень важно и престижно — учиться в гимназии (заниматься хореографией, футболом, играть на скрипке) – такие начинания просто так не бросают!
Другая версия ситуации – когда ребенок испытывает страх, неуверенность или дискомфорт в присутствии учителя (воспитателя, тренера), но при этом вынужден регулярно взаимодействовать с ним. Конечно же, положительного результата от такого обучения ждать не стоит. Однако же, взрослые уверены, что ситуацию нужно пережить, найти общий язык, адаптироваться.
Третья версия – когда ребенка принуждают заниматься тем, к чему у него нет способностей и/или желания. Но неугомонные родители считают эти занятия полезными и необходимыми. Таким образом, ребенок оказывается в тупиковой ситуации постоянной неудачи, что никак не мотивирует его к преодолению. Естественно, что об успехе здесь и речи быть не может.
Старшее поколение, воспитанное в духе превозможения, считает, что ни в коем случае нельзя позволять детям бросать начатое. Какие бы трудности не встретились на пути, все нужно непременно довести до конца.
Показать себе и окружающим, на что способны. И учиться этому лучше всего именно в детстве, чтобы по мере взросления быть уже «закаленным». А как иначе выжить в этом жестоком мире борьбы и постоянной конкуренции?
Известно, что для успешного взаимодействия с окружающим миром, человек должен быть уверен, что он в любой момент может выйти из ситуации, не объясняя при этом мотивов своего решения. Важно научить ребенка мыслить творчески, понимать и принимать свои сильные и слабые стороны, стараясь при этом максимально использовать первые и тщательно прорабатывать последние. Но делать все это не вопреки внутренней гармонии. Люди, привыкшие всю жизнь преодолевать препятствия вопреки всему, оправдываются фразами типа «сейчас всем трудно» и боятся, что за отказ перебороть себя рано или поздно придется расплачиваться.
А ведь не придется. Гораздо важнее и проще найти в жизни свой собственный путь и следовать ему, а не страдать из-за того, чего тебе так и не удалось добиться.
Но все же, несмотря на вышесказанное, преодоление должно иметь место в жизни каждого, как одна из составляющих развитой личности. Важно понимать, какие условия создать, чтобы для ребенка оно работало только в положительном направлении.
Преодоление должно вознаграждаться.
За усилием обязана следовать награда. Это может быть похвала, признание заслуг, поощрение, повышенное внимание окружающих. Награда должна последовать непременно! Тогда у ребенка навсегда запечатлеется последовательность «усилие – награда». И это будет стимулом к достижению все новых и новых высот. Например, усердно выученное и рассказанное стихотворение должно быть внимательно выслушано, а старание рассказчика – одобрено.
Преодоление должно быть возможным.
Достижение поставленных целей должно быть под силу ребенку, соответствовать его возрасту, физическим силам, умственному развитию. То есть, задача должна быть преодолима хотя бы в теории. Мудрый учитель научит ребенка сначала произносить звуки и простые слова на иностранном языке, а потом уже будет учить грамматике и стилистике. Важна своевременность каждого этапа обучения, поощрение заслуг, тогда ребенок сам будет стремиться получить новые знания, даже если справляться не всегда легко.
Преодоление должно быть кратковременным.
Ребенок должен видеть результаты своих усилий в ближайшем будущем. И чем он младше, тем короче должны быть эти сроки. Фраза «учи английский сейчас, потом сможешь хорошо зарабатывать» не годится для пятиклассника. Вознаграждение должно быть ближе – похвала педагогов и родителей, признание одноклассников, участие в конкурсах с призами и грамотами.
Подводя итог, можем сказать, что постоянное пребывание в некомфортной ситуации, состоянии страха, стресса – это не преодоление. Все эти отрицательные факторы способны сделать лишь одно – напрочь убить волю ребенка и навсегда лишить его мотивации. Если вашему чаду плохо находиться в конкретном коллективе или заниматься определенным занятием, будьте на его стороне – позвольте сделать выбор. Поверьте, внутренний дискомфорт не способствует развитию сильной устойчивой личности.
Источник: https://www.psysovet.ru/threads/4599/