Очень часто развитие ребенка сопряжено с некими отклонениями, которые связаны со спецификой темперамента или с окружением, в котором ему приходится находиться.
Чаще всего отклонения можно считать базовыми, то есть никаких серьезных последствий они не имеют, если вовремя обратить на них внимание и ликвидировать. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенные отклонения в развитии: уход от деятельности, вербализм и расстройство из-за расставания с близкими.
Уход от деятельности
К владельцам данного синдрома относятся дети, которые проявляют рассеянность, невнимательность; безразличны к происходящим вокруг них событиям. Часто они любят врать, дабы избежать любого взаимодействия с людьми.
Сначала такой ребенок выглядит просто ленивым, не проявляющим никакой активности, затем синдром начинает проявляться в виде полного отстранения от происходящего: он не слышит вопросов, адресованных ему, смотрит насквозь, предпочитает находиться в одиночестве.
Что приводит к появлению данного синдрома? В первую очередь, это высокая потребность во внимании, которая в случае отсутствия удовлетворения, перерастает в особую психологическую защиту: ребенок погружается в свои собственные мысли и фантазии, в которых он является главным участником. Таким образом, он приобретает чувство собственной значимости и наполняет свою жизнь событиями, которых не хватает в реальности.
Общая характеристика, которую можно дать таким детям — это «маловосприимчивость» , которая может относиться к неудачам в деятельности и порицаниям со стороны взрослых.
Коррекционная работа состоит из нескольких этапов:
Необходимо поместить ребенка в творческую среду, где он мог бы удовлетворить свою потребность в значимости с помощью художественной деятельности. Это будет его способ обратить на себя внимание, изображая образы из головы на бумаге, в скульптурах, в музыке.
Оказать моральную поддержку, чтобы в случае неудачи на творческом поприще, ребенок не замкнулся еще больше. Идеальным вариантом будет совместное творчество, которое раскроет его личность и сблизит с родителями.
Вербализм
Этот синдром очень сложен для детских психологов, так как причина его возникновения кроется в родителях. Вербализм характеризуется рядом особенностей поведения, в число которых входят:
повышенная общительность с незнакомыми людьми, преимущественно взрослыми;
отставание мышления от речи, отсутствие активности в познавательных процессах;
узконаправленные интересы;
затрудненное общение со сверстниками.
Такие дети легко вступают в контакт со взрослыми людьми, однако после некоторых минут общения становится заметно, что в своей речи они излагают «штампы», которые они позаимствовали из речи окружающих людей. Таким образом, главная задача такого ребенка — создать о себе особое впечатление, а не найти соответствующую необходимую для общения информацию в результате познавательного процесса.
Подобная личностная деформация присуща детям, которым близкие приписывают незаслуженные таланты, тем самым поднимая их самооценку до невиданных высот. Родители уделяют больше внимания развитию речи, а не игре, через которую ребенок учится правильно взаимодействовать с миром. Отсюда этот вид деятельности толкуется детьми, как бесполезный, что приводит к отсутствию друзей и необъективной оценке себя и окружающих.
В этой ситуации главное — понять, какие перспективы ждут ребенка в будущем, если не ликвидировать данный синдром. Правильные выводы позволят пересмотреть свое отношение к воспитанию, что плавно сможет свести вербализм на нет.
Расстройства, связанные с расставанием с матерью
Данное расстройство является полноценной фобией, с которой сталкиваются дети вплоть до 12-14 лет. Чаще всего ее причиной является тесная связь с родителями, сформированная еще в младенчестве. Молодые мамы, всюду опекая своего ребенка часто «перегибают палку», что в итоге приводит к формированию чувствительных, тревожных и ранимых личностей, которые, не имея опыта в осуществлении самостоятельных действий, боятся остаться наедине с окружающим миром.Среди симптомов, активно проявляющихся при расстройстве выделяют:
отказ от посещения мест, где не будет человека, к которому привязан ребенок. Чаще всего, это детский сад, школа, спортивные и творческие кружки. Ситуация может усугубляться и из-за матери, которая, чувствуя беспокойство своего чада, выражает явную тревогу, которую ощущает ребенок;
постоянный страх ребенка, связанный с тем, что с его матерью может что-то случиться;
драматические сцены расставания, подкрепленные истериками, криками, плачем и последующими жалобами на психосоматические боли;
тревожное состояние из-за новостей, предвещающих расставание;
кошмарные сновидения о разлуке;
апатичность, вялость, нарушения сна, отказ от еды ( в некоторых случаях).
Психологи утверждают, что данное расстройство излечимо, однако инициатива должна исходить непосредственно от родителей. Нужно постепенно увеличивать количество времени, которое ребенок проводит без матери, в случае истерик перед уходом, мама должна сухо и спокойно отвечать на все просьбы ребенка. Эффективным методом будет переключение внимания на работника образовательного учреждения, в котором ребенок тоже может видеть поддержку и опору, как и в своей маме.
В некоторых случаях назначается прием успокоительных препаратов, однако этот метод не применяется, если возраст пациента не достиг 7 лет. Для поддержания положительного результата, психологи рекомендуют ненадолго расставаться ребенком в период школьных каникул или отпусков, когда дети и родители проводят много времени вместе. Идеальным вариантом будет покупка путевки в оздоровительный лагерь или санаторий, в котором ребенок будет активно взаимодействовать со своими сверстниками и учиться коммуникации за пределами семьи.
Источник: http://nachild.com/rasprostranennye-trudnosti-v-razvitii-rebenka/