Проблема межличностного понимания одна из самых сложных, особенно когда речь идет об отношениях взрослых и детей. Порой и те, и другие уверены, что вторая сторона совершенно их не понимает и даже враждебно настроена. Отсюда обиды и конфликты.
К счастью, есть родители, которые убеждены, что ребенка нужно понять, хотя иногда это трудно сделать.
Каналы восприятия ребенка
Тем, кто хочет узнать, как можно больше о способах установления продуктивного контакта со своими детьми, психологи советуют обратить внимание, какой канал восприятия у ребят развит больше:
Используя знания о том, как можно воздействовать на доминирующий тип восприятия у ребенка, можно быстрее прийти к взаимопониманию с ним.
Это полезно не только родителям, но и педагогам. Самые опытные и заинтересованные в раскрытии потенциала каждого ученика активно этим пользуются. Кто-то из детей лучше воспринимает информацию на слух (аудиалы), кому-то проще нарисовать схемы и использовать наглядные пособия (визуалы), а кто-то не поймет, пока не потрогает (кинестетики).
Все люди, а дети особенно, хотят, чтобы их любили, ценили, слышали. Чтобы добиться определенных целей в воспитании, сначала ребенка нужно понять: что ему нравится, каковы мотивы его поступков, чего он опасается, к чему стремится, чем встревожен и т.д.
Вот как отличается поведение детей с разными доминирующими типами восприятия.
Как понять визуала?
Маленького визуала можно распознать по его способности длительно созерцать картины окружающей действительности. Он может подолгу смотреть, как играют другие дети, не вступая в контакт с ними.
Такие ребята рано начинают заботиться о своей внешности, для них важно, чтобы одежда и обувь нравились. Девочки с малого возраста тянутся к маминой косметике.
Как правило, они проявляют склонность к рисованию, прикладным видам творчества. Эти детки из тех, кто действительно «встречает по одежке».
Поскольку визуалы не тяготятся одиночеством, у них мало друзей. Выбирают они их после тщательного наблюдения.
Обращаясь к визуалу, употребляйте слова «посмотри», «видишь», «приглядись». Чаще используйте красочные сравнения, метафоры, ведь они мыслят образами.
Ребенок легче запомнит урок, если важную информацию в тексте подчеркнуть маркером.
Чаще применяйте при объяснении таблицы и схемы.
Дети-визуалы хорошо понимают невербальные сигналы. Например, если вы хотите сделать замечание, достаточно пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой.
Дети-аудиалы
Если ваш малыш рано заговорил, с детства чувствителен к музыке, обожает аудио-сказки, просит почитать ему вслух, но при этом медленно учится азбуке, то, скорее всего, у вас растет маленький аудиал.
Когда он рисует или пишет что-то, то шевелит губами, как бы проговаривая свои действия. В школе аудиалам бывает сложно сосредоточиться, потому что их отвлекает любой шум.
Научитесь разговаривать с аудиалом, «играя» голосом, ведь он способен различать малейшие интонации. Помните выражение «он все понимает с полуслова»? Это про аудиалов.
Чаще используйте слова «послушай», «слышишь», «прислушайся».
Для ребенка-аудиала голос мамы – лучшая музыка на свете, поэтому не повышайте его без нужды.
Маленькие кинестетики
Этим деткам все нужно потрогать, понюхать, лизнуть. Они самые активные, могут играть в подвижные игры часами, у них отлично развита моторика, они раньше других детей начинают ходить.
Кинестетики увлекаются сбором моделей и конструктором, но подолгу сидеть на одном месте не могут. Не требуйте от них большой усидчивости – давайте размяться, переключить внимание.
Чаще обнимайте ребенка-кинестетика, хвалите его и гладьте по головке.
Самыми понятными для него словами будут «потрогай», «ощути», «попробуй».
Кинестетики практически не воспринимают слова с «не». Вместо «не бегай» скажите «посиди спокойно» и тихонько коснитесь его плеча.
Если сильно ограничивать кинестетиков в их активности, можно сделать их пассивными и безучастными. Так что будьте к ним терпимее, тем более они больше других привязаны к родителям и очень вам доверяют.