Детский досуг с каждым годом становится все более интересным, разнообразным, практически «на любой вкус и цвет». И в этом ультрамегаразнообразии родители имеют хорошую возможность выбрать вариант, отвечающий интересам ребенка. Один из таких вариантов — это детский лагерь, где у детей есть возможность отдохнуть, интересно провести время, расширить круг и способы общения.
И вот, казалось бы, родители все учли: и программу, и месторасположение лагеря, и изучили отзывы и рекомендации, отправили ребенка за положительными эмоциями…и вдруг выясняется, что ребенку в лагере некомфортно, неуютно, не радует его то, что радует других ребят. Родитель в ужасе: Где он совершил промах? Не те вожатые? Не такие сверстники? Мой ребенок какой-то не такой? Что-то произошло?
Прежде чем мчаться наперегонки с ветром за ребенком в лагерь через два дня после начала смены (или впасть в другую крайность — отключить свой телефон и прекратить любое общение), давайте рассмотрим некоторые ситуации, в которых ребенок чувствует себя некомфортно, а главное, постараемся понять причины и устранить их.
Несамостоятельность. Это самая распространенная причина, особенно среди детей младшего возраста, но и у старших встречается тоже. То есть ребенок попадает в абсолютно стрессовую ситуацию, где ему приходится сталкиваться с тем, что нужно самому следить за своей одеждой — отделять чистое от грязного, мокрое от сухого, свое от чужого. Что нужно обладать навыками самообслуживания и знать, как пользоваться душем, и что делать, если кончилась туалетная бумага, и как хранить зубную щетку, и главный кошмар всех детей – как собственноручно застилать постель.
Если дома все это делают за ребенка взрослые, или не делают вообще и не торопятся этому научить (сам, когда надо, начнет причесываться!), то, отправляя несамостоятельного ребенка в лагерь, родители должны понимать — для того, чтобы привыкнуть самому отвечать за себя, нужно пережить много тяжелых чувств и страха, и стыда, и гнева на воспитателей, потому что именно они устанавливают правила и соблюдают порядок.
Поэтому, если вы до последнего дня кормили ребенка с ложечки, а завтра он едет взрослеть в лагерь, то навряд ли ребенок получит там большое удовольствие, потому что все его силы уйдут в первую очередь на то, чтобы освоить навыки самообслуживания. Убедитесь в том, что ребенок может постричь себе ногти, причесаться, самостоятельно вымыть волосы и принять душ, знает куда класть грязное белье. Некоторые дети находятся под таким давлением вышеперечисленных эмоций, что даже стесняются обратиться к воспитателю за помощью. Обязательно расскажите ребенку, что он всегда сможет рассчитывать на помощь взрослого в трудных ситуациях.
Конфликтность. Дети с конфликтным типом поведения — это прежде всего дети, неуверенные в себе, и привыкшие поучать желаемое конфликтным способом: или громкими криками и истериками; или саботажем и нежеланием выполнять то, что просят; или тихой голодовкой; или безутешным плачем и нытьем; или отказом разговаривать с воспитателем. Все это способы манипулирования другими людьми, которые ребенок так или иначе приобретает, как опыт общения в своей семье. Но не всегда даже самые тонкие манипуляции находят отклик в сердцах окружающих сверстников или вожатых — и вот тогда ребенок сталкивается с ощущением неприятия и отвержения. Гнев и печаль тесно сковывают сердце таких ребят, и им нужно чуть больше времени, чтобы найти новые способы общения с другими людьми. У вожатых большой арсенал игр и мероприятий, направленных на получение социального опыта, и они станут полезным навыком для конфликтного ребенка.
Обязательно предупредите ребенка, что в любом коллективе существуют свои правила и порядки, а также взрослые, которые следят за выполнением этих правил. Научите его, что в большинстве неустраивающих и беспокоящих его ситуациях, как правило, есть компромиссные решения, и что научившись идти на компромисс, он получает гораздо больше, чем если просто будет протестовать и устраивать одиночный пикет. Научите конфликтного ребенка начинать разговор с фраз: «Я бы хотел обсудить следующую ситуацию…», «Мне нужно время, чтобы подумать…», «Я так не думаю, но мне интересна эта точка зрения» и т.д.
Демонстративность. Если у конфликтных детей конфликт — это способ получить свой бонус, то для детей с демонстративным типом поведения – все наоборот: для них способом взаимодействия является избегание конфликта. Эти дети впереди планеты всей — они везде участвуют, первыми тянут руку, готовы взять на себя обязанности старшего, они всегда нарочито веселы и счастливы. Они подолгу с упоением и подробностями могут рассказывать историю, не вызывающую интереса у других. Такие дети стараются быть на виду, они всегда в курсе всех событий. Несмотря на видимую общительность, этим детям очень непросто завязывать равные отношения со сверстниками, потому что они не выдерживают никакой конкуренции. Такая назойливость и навязчивость, как правило, вызывают неприязнь и усталость, и тогда детям с демонстративностью тоже приходится сталкиваться с ощущением отвергнутости, с чувствами печали и одиночества, но, поскольку психические защиты слишком сильны, чтобы позволить этим чувствам быть, дети начинают болеть пищевыми расстройствами и или легкими простудными заболеваниями. Здесь они получают совсем другое, но, тем не менее, все равно внимание.
Помочь такому ребенку родители могут, если снимут негласный «запрет на чувства». «Ну и чего ты плачешь? Это же мелочи жизни!», «Нашел из-за чего расстраиваться!», «Посмотри какая ты некрасивая, когда злишься!»- все это фразы, обесценивающие чувства ребенка, которые являются частью его личности. Необходимо разрешить ребенку и плакать, и печалиться, и злиться; позволить ребенку быть любым в проявлении своих эмоций и почувствовать себя принятым и цельным.
Тоска по родителям и по дому. Все дети — и большие, и маленькие, скучают в лагере по родителям. И это совсем не является показателем того, что в лагере что-то не так; это, как правило, является показателем того, что ребенок любит свою семью, привязан к своим родным; его чувства абсолютно нормальны и даже являются показателем здоровых и теплых отношений в семье.
Предупредите ребенка, что скучать по маме и папе — не стыдно, и что вы тоже будете скучать, и мы всегда грустим в разлуке с теми, кого любим. И обязательно скажите, что так будет не всегда, что в лагере будет еще много интересных событий, выразите свою уверенность в том, что ваш замечательный ребенок сможет справиться с разными ситуациями.
И в заключение необходимо заметить, что трудности, с которыми сталкивается ребенок — это нормально. Что трудности — это часть роста, и задача родителей, в первую очередь быть внимательным к своему ребенку, помогать справляться, быть включенным и деликатным, позволяя ребенку взрослеть, а в некоторых ситуациях помогать осмысливать происходящее. Имея внутренние ориентиры, личные границы, ребенку будет гораздо легче ориентироваться в большом мире, общаясь с другими взрослыми и со сверстниками.
Источник: https://incamp.ru/blog/2015/07/02/rebenok-v-lagere-emotsionalnye-trudn/