Тема травли в школе, детской агрессии и буллинга сейчас широко освещается, комментируется психологами. Но чаще всего обсуждение касается жертвы: как ею не стать или как помочь пострадавшему ребенку.
Предлагаем посмотреть на другую сторону проблемы — самих агрессоров. Далеко не всегда это дети из неблагополучных семей или разбалованные «мажоры». Дети идут на физическое и эмоциональное насилие по разным причинам. Потому психологи не могут составить общий психологический портрет ребенка-агрессора. Зато им удалось выделить ряд общих особенностей, которые чаще всего встречаются у детей, склонных к агрессии.
Все эти особенности на самом деле тесно связаны между собой. Большинство из них, как вы увидите ниже, происходят от ошибок воспитания: недостаточного внимания, физических наказаний, эмоционального насилия, того, что родители просто не научили ребенка адекватно реагировать на стресс, сильные эмоции, сложные ситуации, не научили сочувствию и принятию себя и других детей, не поработали над его самооценкой.
Итак, какие особенности детей-задир выделяют психологи:
Неуверенность в себе
По мнению психологов, большинство школьных задир имеют низкую самооценку. Именно неуверенность в себе заставляет их «идти в атаку», чтоб самоутвердиться. Нередко агрессорами бывают и те дети, которые пользуются в школе популярностью. Однако это не значит, что они имеют здоровую самооценку. Такие дети первыми «рвутся в бой», чтобы скрыть собственные недостатки и комплексы. То есть они травят других, чтоб защитить свою самооценку.
Недостаточно развитый эмоциональный интеллект
Дети-агрессоры неспособны к эмпатии: то есть не могут поставить себя на место жертвы и подумать: «А каково бы мне было на его месте? Что бы я чувствовал?». Для развития эмоционального интеллекта, умения сопереживать нужны определенные усилия со стороны родителей и педагогов, далеко не у всех детей это врождённая способность. К тому же они наследуют пример старших. Если родители отличаются жестокостью и эгоцентризмом — дети будут вести себя аналогично.
Импульсивность
То есть ребенок что-то делает, не думая о последствиях своего поступка. Он не думает о том, что жертве его травли больно, обидно, что человека таким образом можно довести до суицида и т.д. Почему так происходит? Ребенок не знает, как справляться с определенными эмоциями, конфликтами, он просто не приучен к этому, не умеет получать желаемое другими способами.
Потребность в контроле всего вокруг
Неуверенность в себе толкает ребенка-агрессора к тому, чтобы контролировать окружающих и все происходящее вокруг него. Это делается из боязни, что кто-то может посягнуть на его статус, раскрыть его комплексы и причинить вред. Таким образом, чтобы самому не стать жертвой, задира старается всех держать под контролем.
Жажда власти
Дети, которые чувствуют свою неполноценность в каких-то аспектах — плохо учатся, имеют комплексы по поводу внешности, растут в малообеспеченных семьях — начинают из зависти издеваться над другие детьми, чтобы заработать некий высокий статус в социуме. Другими способами достичь этого они просто не умеют.
В то же время популярные в школе дети проявляют агрессию, чтобы сохранить и подчеркнуть свой особый статус. Это опять же происходит от недостатка уверенности в себе. Внутри они боятся, что завтра их «разоблачат», никому больше не будут интересны их дорогие вещи, гаджеты, разонравится внешность — и больше популярности не будет. И они стараются запугать других, чтобы показать «кто тут главный», чтобы их просто боялись.
Проблемы в семье
Психологи считают, что если ребенок издевается над сверстниками, то, скорее всего, следует примеру, которому где-то ранее научился. То есть он или его близкие испытали насилие на себе — и теперь ребенок повторяет эту модель поведения. Например, если отец поднимал руку на мать и детей. Как бы он себя ни вел — он от природы является примером для подражания. Не факт, что ребенок станет в будущем бить свою семью. Но сейчас он сможет выплеснуть агрессию и эмоции, которые на самом деле направлены на отца, на более слабых детей.
Физические наказания
К сожалению, во многих семьях физические наказания детей все ещё являются обычным делом и частью воспитания. Если малыш с раннего детства привык, что родители проявляют свое влияние, авторитет через физические наказания, то будет таким же образом добиваться всего от сверстников. Он просто не умеет общаться по другому и не привык к другому отношению. С другой стороны, это ещё и метод самозащиты: ударить первым, пока не ударили тебя.
Отсутствие привязанности к родителям
Дети-агрессоры бывают и в семьях, где родители вполне спокойные, обычные люди. Но они, например, много работают и просто не уделяют ребенку время. Либо мама или папа воспитывают ребенка в одиночку и тоже мало участвуют в его жизни. Также ребенок может «сорваться с цепи», если родители растят его во вседозволенности и вообще не очерчивают рамки дозволенного поведения. Во всех этих случаях нарушена привязанность ребенка у родителям, они не ведут его за собой и не объясняют правил взаимодействия в социуме, уровни допустимого поведения.
Неумение управлять гневом и другими эмоциями
Это навыки, которым человек учится в течение жизни с помощью взрослых. Многие дети в раннем возрасте проявляют агрессию. Это выражается в истериках, драках с ровесниками и т.д. Но с возрастом они учатся договариваться, идти на компромиссы, становятся более терпимыми. То есть учатся заранее продумывать разные сценарии развития ситуации: не лезть по любому поводу в драку, искать наиболее приемлемый вариант решения проблемы. Они понимают, что в обществе так поступать принято, а иначе — нет. Что агрессия — плохой путь решения проблем, от которого сам же можешь пострадать.
В то же время у детей-задир этого развития не происходит, они не знают, как иначе справляться с эмоциями и зачем это делать вообще.
Непоследовательное воспитание
Если родители воспитывают детей непоследовательно — бросаются в крайности, много позволяют или много наказывают, просто отказываются на них влиять — то в сознании ребенка отсутствуют нормы, правила и рамки, в которых принято существовать в современном обществе.
Часто родители агрессивных детей отказываются признавать, что их ребенок может над кем-то издеваться. Кто-то — из-за чрезмерной любви, которая создаёт пелену на родительских глазах, кто-то — от того, что до определенного времени агрессия не проявлялась, а потому это полная неожиданность.
Родители должны понимать, что если они не примут меры, пока ребенок ещё школьник и практически не несёт ответственности за свои поступки, то в скором времени он наживет себе крупные неприятности. Надеяться на авось и «может, перерастет» — плохой выход, потому что каждый психолог знает — нет, не перерастет, но может сменить типаж жертвы. Например, издеваться над своей семьей.