Если малыш не сумеет правильно себя поставить в коллективе, то не исключено, что среди сверстников ему будет не очень комфортно. Ведь дети жестоки — и в то же время очень ранимы.
Психологический комфорт ребенка напрямую зависит от того, уважают ли его в коллективе, прислушиваются ли к его мнению, есть ли у него друзья — или недруги. Оценить, каков статус ребенка в коллективе, как складываются у него отношения со сверстниками, можно при помощи социометрии, теории, разработанной психологом Джекобом Морено.
В школьном классе, как и в любом сообществе, есть свои неформальные группы, и каждый ребенок имеет в них определенный социометрический статус. Как узнать, насколько удачно малыш налаживает контакты со сверстниками и какие признаки помогут предсказать возможные проблемы в общении, рассказывают психологи Wunderpark International School.
Что такое социометрический статус
Социометрический статус отражает отношение одноклассников к ребенку: интересен ли он другим детям как личность, высоко ли они ценят дружбу и общение с ним. Чтобы это выяснить, проводят опрос, ведь даже малыши могут ответить, с кем им нравится дружить, а с кем они бы ни за что не хотели сидеть за одной партой.
Ответы опроса называются выборы, и они могут быть положительными и отрицательными. Каждый ребенок получает определенное количество позитивных и негативных выборов, и это дает представление о статусе ребенка и в целом о статусной иерархии класса.
Виды статусов
Звезды
Это самый высокий статус, который получают дети, у которых нет или почти нет отрицательных выборов, зато огромное количество положительных. Однако это вовсе не значит, что «звезда» обязательно является хорошим лидером. Высокое «общественное положение» говорит о том, что на стороне ребенка максимум симпатий одноклассников, однако для позиции лидера важно не только это, но и умение организовывать, вести за собой, подавать положительный пример и т. д. Кстати, о хорошей успеваемости такой статус тоже не говорит.
Высокий, средний и низкий
В зависимости от того, как соотносятся положительные и отрицательные выборы, их количество и взаимность, у ребенка может быть высокий, средний и низкий статус. Обычно именно эти дети составляют большинство класса.
Высокий статус говорит сам за себя, а вот у низкого есть варианты. Он не всегда означает, что одноклассники не любят ребенка. Возможно, перед вами интроверт, который не стремится активно участвовать в общественной жизни. У него есть несколько друзей, и ему абсолютно достаточно этого общения. Со всеми остальными он держится особняком и старается не выделяться.
Отверженные
Этот статус получают дети, у которых много отрицательных выборов и мало положительных. Они находятся в зоне риска, поскольку негативное отношение одноклассников может плохо повлиять на их самооценку. Потребность в уважении — одна из базовых при формировании личности, и для психологического комфорта ребенку необходимо видеть, что окружающие ценят его достоинства.
Отверженные нуждаются в усиленном внимании со стороны учителей, родителей и школьных психологов, поскольку велика вероятность, что они будут искать понимание в плохой компании. Чтобы не допустить этого, ребенку нужно помочь найти сферу общения, где окружающие будут уважать и поддерживать его.
Изгои или пренебрегаемые
Это дети, которые не получили ни одного положительного выбора. Часто ребенок не осознает такой статус или не воспринимает его как плохой из-за защитных механизмов психики.
Как правило, изгои резко выделяются на фоне остальных детей неприемлемым поведением и агрессией: они нарушают правила, проявляют неуважение к окружающим, словом, демонстрируют полное пренебрежение к ценностям группы. В этом кроется грустный парадокс: поведение, которое приводит ребенка к статусу изгоя, может быть отчаянной попыткой привлечь к себе внимание. Поэтому пренебрегаемые очень нуждаются в поддержке и помощи для изменения отношений с одноклассниками и с самими собой.
Изолированные
Изолированные — это статус детей, которые не получили ни одного положительного и ни одного отрицательного выбора. Он свидетельствует о неблагоприятном положении ребенка в группе, ведь одноклассники совершенно равнодушны к нему.
Родителям и учителям следует обратить особое внимание на детей с подобным статусом, потому что он сложнее, чем позиция отверженных или изгоев. У изолированных одинаковые шансы и вырасти, и упасть в глазах одноклассников. Поэтому очень важно создать благоприятные условия, чтобы самооценка ребенка и восприятие окружающих сместились в положительную сторону.
Признаки низкого социального статуса
Негативные отношения с коллективом — это стресс, поэтому признаками низкого статуса могут быть:
-
нарушение аппетита;
-
бессонница или гиперсомния;
-
постоянная тревожность;
-
конфликтность;
-
ложь;
-
неадекватная самооценка;
-
снижение успеваемости.
Обратить особое внимание на отношение с группой стоит, если ребенок:
-
избегает разговоров о школе;
-
уклоняется от ответов на вопросы об отношениях с одноклассниками;
-
регулярно «теряет» вещи и карманные деньги;
-
приходит из школы в испорченной одежде и/или со следами физического насилия.
Причины низкого социального статуса
Застраховать ребенка от позиции отверженного или изгоя на 100% невозможно, ведь статус зависит не столько от него самого, сколько от отношения к нему одноклассников. Но можно работать с личными причинами:
-
неадекватной (завышенной или заниженной) самооценкой — обе они одинаково опасны, поскольку неоправданно высокое мнение о себе делает ребенка обидчивым, агрессивным, заставляет перекладывать вину за свои ошибки на других. Низкая самооценка вызывает в школьнике тревожность, неуверенность, заставляет сомневаться в том, что он достоин похвалы и доброго отношения;
-
некоммуникабельностью — из страха или робости ребенок избегает общения со сверстниками, становится замкнутым. В результате даже те, кто настроен положительно, не могут наладить с ним контакт;
-
агрессивностью — сознательно или неосознанно школьник наносит моральный или физический вред окружающим своими словами и поступками, и в результате общение с ним приносит только ощущение дискомфорта;
-
необязательностью — неумение держать слово и выполнять возложенные обязанности приводит к потере уважения, недоверию со стороны одноклассников;
-
низким уровнем воспитания и образования — несоблюдение правил поведения, принятых в определенной группе, а тем более их грубое нарушение, вызывает негативное отношение окружающих;
-
неопрятным внешним видом — аккуратная одежда и прическа, как и хорошие манеры, вызывают расположение, тогда как пренебрежение к собственному внешнему виду снижают уровень уважения и доброго отношения сверстников.
Как повысить групповой статус
Социометрический статус устойчив. Это происходит отчасти потому, что ребенок быстро привыкает к определенному отношению и своей социальной роли. Даже если он сменит класс, статус будет сохраняться. Чтобы его изменить, необходимо сформировать и поддерживать детскую самооценку:
-
проявлять доброжелательность;
-
быть терпеливыми и выдержанными;
-
хвалить за выполненные дела;
-
обсуждать успехи ребенка с родными и близкими;
-
наказывать соразмерно проступку, объясняя конкретную причину наказания.
Объясняйте ребенку, почему важно быть опрятным, вежливым и толерантным. Регулярно говорите детям, что вы всегда на их стороне, и подтверждайте слова действиями.
Важно помнить, что социометрические показатели — не диагноз и не приговор. Главное — принимать своего ребенка, обсуждать с ним желаемые перемены и помогать ему в их реализации.