В 21 веке возобновился интерес к воспитанию детей свободой. По всей Европе и в ряде городов России открываются развивающие центры, сады и школы по этой методике.
Одни считают, что свободное воспитание портит детей, другие — что расширяет границы возможностей ребенка. Принимая ту или иную сторону, хорошо бы ознакомиться с обеими. Порой результат превосходит ожидания, а иногда на исходе получаем далеко не то, что хотелось бы. Рассмотрим сильные и слабые стороны либерального воспитания.
Плюсы
- Отсутствуют шаблоны и стереотипы. Нет уравниловки, навязанной модели поведения: что и как должен делать. Ребенку не прививают стадного чувства «Быть как все!». На него не воздействуют общины, индивидуумы с ложными убеждениями и субъективными оценками. У маленького человека формируется личная позиция, видение мира и собственное мнение.
- Доверительные отношения. В семье, где нет принуждения, а слабости и недостатки воспринимают как особенности характера, царит дружеская атмосфера, теплые отношения и полное доверие. Здесь нет секретов, недопонимания и обид.
- Свобода выбора. Ребенок сам определяет режим дня и досуга, сколько ему кушать и когда ложиться спать, чем заниматься и какие кружки посещать. Нет давления. Малыш свободен в своих предпочтениях и выбирает собственный путь развития. Таким людям в будущем проще найти свое предназначение в жизни, ведь они с детства приобретают опыт самостоятельных решений. Знают свои склонности и чего хотят.
- Открытость и коммуникабельность. Дети, воспитанные свободой, открыты миру. В любой ситуации чувствуют себя уверенно. Имеют обширный словарный запас и не стесняются выражать собственную точку зрения. Активно участвуют в выступлениях, диспутах, соревнованиях. Достаточно амбициозны и инициативны, что не остается незамеченным. Им будет проще завоевать признание общества и пробиться по карьерной лестнице.
- Развитие творчества. Это возможность самореализоваться. Снятие границ и запретов, ликвидация навязанного выбора позволяет в полной мере раскрыться способностям. Ребенок самостоятельно определяет свои увлечения и интересы, открыто проявляет творчество. Свободно развиваются задатки заложенные природой.
- Ответственность. Свобода выбора обязует детей с раннего возраста нести ответственность за неправильное поведение и ошибки. Ребенок учится взвешивать решения, думать наперед, видеть последствия, решать проблемы самостоятельно. Это бесценный опыт. В будущем он не станет перекладывать вину на плечи другого, не впадет в депрессию при малейшей неудачи и найдет выход из любой ситуации.
- Индивидуальный подход и уважение. Каждый малыш воспринимается как уникальная личность. Взрослый прислушивается к мнению и желаниям маленького человека. Методы воспитания и воздействия на ребенка подбираются индивидуально, учитывая особенности характера.
- Нет насилия. Ребенка ни к чему не принуждают. Воспитание свободой предполагает отсутствие каких-либо наказаний, наставлений, поучений. У малыша формируется положительное отношение к окружающим его людям. Не видя жестокости и насилия, он сам не станет ее проявлять.
- Здоровая психика. Положительный психологический климат и дружеская атмосфера создают благоприятную почву для нормального развития детской психики. Ребенок огражден от запретов, криков, наказаний. Его не тревожат агрессия, нервозность, страх. Малыш растет эмоционально уравновешенным.
- Высокая самооценка. Участие в семейных делах, возможность высказывать личное мнение повышает чувство собственного достоинства, значимости. Развивается здоровая самооценка. Такие дети уверены в себе, целеустремлённы, нацелены на успех. У них отсутствуют внутренние запреты и преграды. Именно этот фактор позволяет продвигаться вперед и добиваться успеха.
Минусы
Воспитание свободой несет в себе существенные преимущества. Однако, как и любая система, она имеет погрешности. С какими же проблемами может столкнуться ребенок и какие трудности ожидают родителей, решивших воспитывать чадо либеральным стилем?
- Баловство. Поскольку многое позволено и практически нет запретов, малыши часто вырастают избалованными. Если внутри семьи родитель и ребенок смогли найти некий компромисс, то вне дома возникают проблемы. В детском саду, в школе, где установлена дисциплина и определенные нормы поведения, ребенка может встретить жесткая критика и нетерпимость к его шалостям.
- Нет требовательности к себе. На самом деле, дети любят правила и требования. Для них это своего рода маячки, по которым они ориентируются в мире взрослых и серьезных людей. Зачастую малыши, воспитанные свободой, не умеют быть требовательными к себе и от этого страдают. Столкнувшись с запретами и строгостью, они не понимают, чего от них хотят. Реальная действительность может вызвать в них агрессию.
- Сложности в общении. Свободная личность привыкает к тому, что близкие люди воспринимают его таким, каков он есть. Для ребенка это естественно. Он убежден, что весь мир должен принимать и любить его. Выслушивать детские доводы и рассуждения, считаться с мнением. Ожидая особого к себе отношения, ребенок сталкивается с сопротивлением, испытывает трудности в общении.
- Завышенная самооценка. Малыш наравне со взрослыми — это может сыграть злую шутку. Уверенность без труда перерастает в самоуверенность. Переоценивание собственных возможностей нередко приводит к краху в начинаниях. Результат — отсутствие признания обществом, непонимание, разочарование, депрессия.
- Не всем подходит. Есть дети, которым правила просто необходимы. Они плохо чувствуют границы «хорошо-плохо». Дезориентация приводит к баловству, капризам, детским истерикам, непониманию. Поскольку нет одинаковых детей, насколько оправдано применение «свободного» метода воспитания для всех без исключения?
- Родители — не авторитет. Родителям тяжело поддерживать авторитет в глазах малыша. Равноправие взрослого и ребенка стирают границы дозволенного. Ведь дети и балуются, и дерутся, значит и со взрослым так вести себя можно: не слушаться, кривляться, ударить. Однако ругать и наказывать ребенка — не соответствуют методу свободного воспитания. Договориться по-хорошему не всегда получается. Как быть?
- Дорого. Частные сады и школы, работающие по данной методике, стоят дороже обычных. Нанимать воспитателя на дом тоже недешево. Можно воспитывать дошкольника самостоятельно, но тогда придется пожертвовать доходом одного из родителя.
- Трудно реализовать. Отсутствие или удаленность специализированных учебных заведений затрудняют реализацию данного метода. Допустим, дошкольника воспитывать могут родители. Но далее ему предстоит пойти в школу. Учебные заведения государственного образца работают по другой методике. Специализированных школ недостаточно. Самостоятельно в полной мере реализовать свободное воспитание смогут лишь те родители, в округе которых функционирует «школа свободного стиля».
Нужно понимать, что единого для всех малышей метода воспитания быть не может. Помимо того, что дети разного пола, они еще отличаются по типу темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики, плюс их всевозможные комбинации. Невозможно создать универсальный способ решения задачи. Как нельзя придумать книгу, которую бы читали все, фильм, который бы удовлетворял интересы всего общества.
Скромным и застенчивым требуется больше свободы, шустрые холерики нуждаются в правилах, шалунам необходимы границы. Поскольку дети разные, то и метод, и приемы воспитания будут отличаться.
Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/svobodnoe-vospitanie-plyusyi-i-minusyi.html