Во многих семьях планшеты и смартфоны постепенно вытесняют книги. Это неизбежно — прогресс не остановить, реальность меняется. Родители дают в руки ребенку электронный гаджет и открывают «развивающее» приложение, полагая, что действуют во благо. Специалисты детского медицинского центра Коэна (Cohen Children’s Medical Center) в Нью-Йорке с этим не согласны.
Согласно статистике, дети начинают пользоваться электронными устройствами в среднем в 11 месяцев. Это очень рано! Кроме того, тогда как 56% детей, получая планшет, открывают обучающее приложение, 30% из них просто бесцельно нажимают кнопки на экране, а 14% — запускают игры, не имеющие никакого отношения к обучению и развитию.
Ученые сделали выводы, что дети, игравшие в такие популярные электронные игрушки как Angry Birds и Fruit Ninja хотя бы 30 минут в день, в целом хуже справлялись с тестами на речевые навыки, чем сверстники, обходившиеся без интерактивных игр и развивалок.
«Технические новинки не могу заменить общения с родителями, — говорят эксперты. — Самый эффективный способ развить у крохи языковые навыки — это как можно больше говорить с ним».
С выводами американских ученых согласны и отечественные психологи. В частности, доктор Курпатов считает, что гаджеты ребенку до трех лет вообще в руки давать нельзя.
«Самое главное — утрата социальных навыков, так называемый цифровой аутизм. Это неспособность критически мыслить. Это информационная псевдодебильность. Если ребенок маленький с раннего возраста постоянно живет в этой среде — то это цифровое слабоумие. И все вместе, как основа — это цифровая зависимость, которая имеет точно такие же неврологические и биохимические корреляты, как и зависимость от наркотиков».
По мнению психолога, когда ребенок растет, у него формируются нейронные сети, которые будут отвечать за то, как он будет запоминать информацию, как он сможет концентрировать внимание, как он сможет свои мотивации контролировать, свои желания, управлять своими эмоциями. Всему этому научиться от гаджетов невозможно. Эти навыки развиваются только в общении с людьми, прежде всего — с родителями.