Весь наш мир — единство противоположностей. За что бы ни взялся человек — всё имеет обратную сторону медали. Современные технологии не исключение.
Ещё совсем недавно взрослые радовались такому новшеству, как персональный компьютер. Тогда его считали диковинкой и средством выражения своего социального статуса. Освоить его самостоятельно могли не все.
Потому повсюду открывались разные фирмы по обучению пользователей. Позднее подобную процедуру признания в обществе прошёл и мобильный телефон. Сейчас, конечно, без него, как без рук.
При нынешних разработках науки он способен практически полноценно заменить компьютер. Естественно, что львиная доля работы, которая выполнялась в голове или вручную, была с лёгкостью передана ему.
Взрослые порой не замечают, что большую часть дня тем или иным образом посвящают тесному контакту с гаджетом. А как в этой ситуации поступить с детьми, чтобы не навредить им?
Дошкольный период
Многие колеблются между «да» и «нет», ищут объективную информацию о позитивном и негативном влиянии гаджетов на детей. Для начала следует разобраться с тем, в каком возрасте вообще можно начинать знакомить малыша с чудесами современной техники.
Специалисты в этом смысле думают почти одинаково — не раньше двух лет. Некоторые отодвигают планку до трёх и выше.
С момента рождения малыша устанавливается тесная эмоциональная связь между ним и матерью. Он учится воспринимать мир, больше опираясь на её реакцию:
- интонацию голоса;
- мимику;
- жесты.
Ребёнок очень тонко ощущает даже лёгкую перемену в этих важных для него показателях.
А если представить, что главный учитель постоянно «живёт» со смартфоном или компьютером? Естественно, что малыш недополучает удовлетворения одних из базовых потребностей. Например:
- зрительного контакта;
- объятий;
- общения посредством понимаемых в его возрасте игр.
С этого момента и начинается родительское упущение в процессе воспитания. Ребёнок развивается не теми темпами, которыми следовало бы. Даже если дать ему самому в руки мобильный телефон или планшет, то в 1-1,5 года он стопроцентно начнёт его облизывать, трясти и пытаться стукнуть им обо что-то и посмотреть, чем это для него и предмета закончится.
Никакого развивающе-обучающего урока от этого «чуда» техники не будет. Единственное, что малыш сможет понять и запомнить — это мамину реакцию. Она непременно объяснит, что не стоит пытаться съесть или бросить телефон.
Ближе к трём годам ребёнок уже ознакомлен с определённым перечнем операций, за которые родители могут наругать. В этот период он пытается впервые проявить себя как личность, взрослую и самостоятельную. Недаром такое время назвали кризисным.
Безусловно, детям становятся интересны мультфильмы, компьютерные игрушки, попытки позвонить бабушке с дедушкой. Особенную радость это доставляет, когда никто из взрослых не видит, в какой момент они включили телевизор или ноутбук. На этом этапе можно понемногу разрешать малышу знакомиться с гаджетами.
Но всё время работы должно проходить под контролем родителей, чтобы объяснить все производимые действия. Если он смотрит мультик, то это вовсе не означает, что сидеть под телевизором или монитором нужно полдня без перерывов на прогулку, обед и сон.В таком возрасте получасового сеанса более чем достаточно.
Суть совместного просмотра в том, чтобы научить малыша в доступной для него форме, как пользоваться техникой, разъяснять действия и ситуации, происходящие в мультфильме или передаче. Не каждый ребёнок правильно оценивает увиденное, и делает из этого вывод.
Если говорить о детях дошкольного возраста в целом — то важно корректно выстроить с ним взаимоотношения. Ребёнок должен понимать, что долгий просмотр передач или игры — это вредно.
И не стоит выключать технику насильно, если лимит времени превышен, а нужно договариваться и спокойно объяснять, почему именно так, а не иначе.
Другое дело, когда родители, по каким-то своим причинам, пытаются заменить своё присутствие рядом играми, мультиками. Результат будет вполне предсказуемым. Ребёнок не сможет:
- Научиться общаться со сверстниками.
- Выполнять домашние поручения, потому как будет очень «занят».
- Развивать внимание и память из-за отсутствия развивающих игр и чтения книг с реальными людьми.
- Быть усидчивым за каким-либо другим занятием.
Школьный период
Если дети, учащиеся в школе, продолжат активно сидеть за гаджетами, не соблюдая санитарно-гигиенических норм, то очень скоро заработают сколиоз и миопию. Эти заболевания необходимо как можно раньше начинать лечить и поддерживать организм. Для таких целей есть специальные комплексы упражнений.
Часто родители выражают недовольство тем, что дети почти с первого класса и старше, не хотят делать домашнее задание, слушать на уроках учителя, запоминать материал.
На первый план у них выходит телефон или компьютер. И чем он круче, тем более авторитетным чувствует себя ребёнок. Эти проблемы проистекают из-за того, что малыши были лишены в своё время родительского внимания. Им не разъяснили вовремя, в чём ценность дружбы, как играть с ровесниками, не привили любовь к чтению.Детям сложно социализироваться в обществе.
Когда наступает подростковый период, зависимость от гаджетов может только усилиться, если этот вопрос не решить мирным путём раньше. Особенно негативное влияние оказывают игры не по возрасту, для прохождения которых у ребёнка не хватает логики или перенасыщение их кровавыми сценами. Естественно, они провоцируют повышенную агрессивность.
Даже учителя замечают, что без мобильного телефона ученикам сложно провести несколько минут спокойно и внимательно послушать, о чём они говорят.
А когда на внеклассных, мероприятиях вместо весёлых танцев и прочих развлекательных программ, школьники предпочитают сидеть в социальных сетях, то здесь можно говорить о неполноценном развитии личности.
Какое же решение принять?
Родителям перед покупкой новинки техники следует поговорить с ребёнком. Он должен понять, что:
- 1.Гаджет не может занимать всё свободное время, а призван облегчить выполнение некоторых задач.
- 2.Телефон или компьютер не альтернатива прогулке, общению с друзьями, семьёй, чтению книг, занятиям в кружках.
- 3.Техника не средство, с помощью которого можно избежать обязанностей по дому, выполнения уроков.
- 4.Попытка повысить свой статус в классе, вымогая у мамы с папой самый модифицированный планшет, не поможет стать лучше.
Если вовремя расставить все приоритеты, то колебаний в принятии решения об использовании гаджета ребёнком не возникнет.
Источник: http://psychology-s.ru/chto-luchshe-rebenok-s-gadzhetom-ili-bez-nego/